Источник

Глава XXXVII. Об однородном и принадлежащем к одному и тому же виду, о разнородном, разновидном и различающемся числом

Однородны те предметы, которые находятся под одной и той же категорией [например, человек и лошадь]. Разнородны те предметы, которые находятся под различными категориями [например, животное и знание], ибо эти предметы различаются между собой родом. К одному и тому же виду принадлежат те предметы, которые подчинены одному и тому же виду и имеют общее в определении сущности, например: Петр и Павел. Разно-видны те предметы, которые различаются друг от друга видом, т.е. те, которые различаются определением сущности, например: человек, лошадь. Числом же различаются те предметы, свойство (ιδιοτης) ипостаси которых определяется через сочетание акциденций и которые получили самостоятельное бытие, т.е. индивиды, как Петр и Павел и каждый из людей.

У всех разнородных предметов и разности бывают различными в отношении вида, – например, разности животного и знания. В самом деле животное подчинено категории субстанции, а знание – категории качества. У животного разности – образующие: одушевленность, чувствительность; разделяющие: разумное, неразумное, крылатое, земное, водяное. У знания образующие разности: принадлежность существам одушевленным и разумным, а также неизменность; разделяющие: грамматика, философия. К какой категории принадлежит род, к той же категории принадлежит и вид, и разность этого вида. Но что касается подчиненных родов и видов, то ничто им не мешает иметь те же самые разности, хотя и не все, например: для животного невозможно произвести не животного. Под разностями здесь я разумею такие, которые образуют роды и виды.

Следует знать, что каждая из девяти категорий – не считая субстанций, – хотя она и есть акциденция, однако имеет образующие и разделяющие разности; каждая (ἑκαστη, а не ἑκαστηι) из них является самым высшим родом и имеет виды, подчиненные роды и самые низшие виды. Ибо несомненно, что, где род, там и виды и разделяющие разности, так как именно последние разделяют род на виды. Равно как, где виды, там и образующие разности, ибо они образуют виды.

Название «одно» (το εν) употребляется в трех смыслах: или в отношении рода; например, – человек и лошадь со стороны рода суть одно и то же, ибо они подчиняются одному роду – животное. Или в отношении вида: так мы говорим, что Сократ и Платон, принадлежащие к одному виду – человек, со стороны вида одно и то же. Или в отношении числа: например, о Сократе мы говорим, что сам по себе он есть один, отличаясь от прочих людей.


Источник: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. - Т. 1-. - Санкт-Петербург : Изд. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. / Т. 1. - 1913. - XXIV, 442 с. / Философские главы. 47-121 с.

Комментарии для сайта Cackle