Источник

Глава XXXI

«Времена и сроки» мира перед его концом. Созрение тайны беззакония в роде человеческом. «Человек греха и сын погибели». Новое каинитство в роде человеческом. Властительное безбожие. Выводы.

На вопрос учеников: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь ты царство Израилю?» – Иисус Христос ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:6–8). Значит, тайна «времен и сроков», следовательно, конец существования рода человеческого на земле и время второго пришествия Иисуса Христа предназначены навсегда быть тайной в Церкви Христовой, так как «времена или сроки» Отец Небесный положил в Своей власти. В этом случае тайна «времен или сроков» принадлежит ведомой одному Богу в абсолютизме Его воли – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не будучи предназначена к откровению даже через воплотившегося Сына Божия. Человеческая воля в Иисусе Христе, принявшая волю Божию в свою волю, благоговейно приникла к этой тайне Абсолютной в Себе Самой воли Божества, пребывшей на этот раз и в этом предмете в абсолютизме самооткровения и самоопределения, а не откровения во вне – людям.

Выражая эту мысль, Иисус Христос поэтому говорит: «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32), разумея здесь, как и во многих других случаях, под словом «Отец» абсолютную волю Божества, пребывающую в Себе Самой, следовательно, пребывающую через Отца и в Отце и в Сыне Божием и в Духе Святом в самооткровении и не предназначенной быть в откровении. Слова эти Спасителя мира арианам и арианствующим (Вегшейдер instit dogmat par. 119) дают повод указывать на то, что по признанию, дескать, Самого Иисуса Христа Ему не все известно в вечности – так, день и час Своего второго пришествия на землю Он, дескать, не знает. Но слова Иисуса Христа: «о дне же том, или часе», сопоставленные с Его же словами «о временах или сроках, положенных во власти Отца», находят в них свое прямое объяснение и означают, что воля Божества «о временах или сроках» пребывает и пребудет не откровенною как на небе – в мире Ангельском, так и на земле – в мире человеческом, и что Сам Он, Сын Божий, пришедший на землю явить «Отца» (Ин.14:9), не имеет заповеди от Отца сделать ведомой людям тайну времен и сроков, открыть людям и день, и час второго Своего пришествия на землю. Божественная воля об этом в Нем Самом, Сыне Божием, ведома только в абсолютизме Его Божественной природы, единосущей с Отцом Небесным, но всеведение Его Божественной природы не предназначены быть ведомым в сынах человеческих даже и через Него – Сына Божия и Сына Человеческого. Следовательно, слова Иисуса Христа по данному вопросу можно передать в следующем виде: «о дне кончины мира, или часе никто не знает, кроме Самого Бога: не знают ни Ангелы на небе через Откровение Божие, ни людям не будет дано знать это через Откровение Его, Сына Божия. Отец Небесный положил времена или сроки блюсти до скончания мира, и не только мира, но и для целой вечности в Своей воле, так что тайна времен или сроков пребудет навсегда и вечно не откровенной до моментов, свершающихся воочию предвечных предопределений Бога».

Как в этом случае, так и во многих других, например, говоря: «Отец Мой болий Мене есть» (Ин.14:28), «Отец Мя посла» (Ин.5:36), «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин.6:38), и в прочих таковых же свидетельствах, о чем подробно сказано было нами в своем месте, Иисус Христос выражает мысль, с одной стороны, об Отечестве Отца Небесного и о Своем Сыновстве, что Он – Сын Божий рожден из Существа Божественного потому, что есть Отец рождающий Сына, с другой стороны, об абсолютизме воли Божества в Себе Самой, предназначающей быть тому или другому Откровению о Себе во времени или в вечности. Очевидно, Откровения воли Божества соразмеряются не временами или сроками, а самой волей Божества в ее абсолютизме, и потому времена и сроки не в ком другом заключаются и содержатся, а в Нем – Боге, что и выразил Иисус Христос словами: «Отец положил в Своей власти». Но что Сам Иисус Христос, единосущный с Отцом, знал день и час Своего второго пришествия на землю и так как Он в положительных, точных и определенных чертах указал не только на признаки приближения времени кончины мира, не только на знамения, имеющие быть на земле перед Его вторым пришествием, но и на самый факт этого события в его, так сказать, совершении.

Очевидно, день и час в данном случае определяются ведомыми Тому, Кто указывает как на содержание этих дней и часов, так и на всю совокупность данных – предшествующих и последующих от этого дня и часа. Видеть предмет со всех его сторон и в то же время «не видеть одной его стороны» – нелепое слово и есть «contradictio in adjecto». «От смоковницы возьмите подобие, – говорил Иисус Христос, заключая слово Свое о кончине мира и о дне Своего второго пришествия на землю, – когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, <т.е. сказанное о времени Его второго пришествия>, знайте, что близко, при дверех» (Мф.24:32–33). Какие же знамения и признаки указаны Св. Писанием, как такие, которые должны обозначать собой приближение дня кончины мира, когда люди должны, как говорит Иисус Христос, по себе самим судить, «чему быть должно» (Лк.12:57). В ответе, данном ученикам Своим «о временах и сроках», Иисус Христос в общем обозначил, что день второго Его пришествия на землю наступит нескоро, так как, начавши от Иерусалима «даже до края земли», Апостолы и, очевидно, их преемники будут свидетельствовать об Иисусе Христе по всей земле, и потому в числе положительных знамений во времени кончины мира нынешнего и века нынешнего должно считать всемирно-всеобщую известность проповеди Евангелия на земле, что ясно и выразил Иисус Христос, говоря: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14).

Сопоставляя слова Иисуса Христа: «во свидетельство всем народам» с другими подобными же словами Св. Писания, где выражение: «быть или служить во свидетельство кому-либо» равнозначуще с выражением: «быть свидетельствованным кем-либо или от кого-либо», мы с подлинной истиной по смыслу Св. Писания должны заключить, что слова Иисуса Христа: «во свидетельство всем народам» означают не формальную как бы только известность христианства всем народам земного шара, а указывают на фактически-действенное участие в исповедании христианства избранными сынами всех народов и племен от края до края земли. В книге Деяний Апостольских говорится об Апостолах, что они «с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян.4:33), «верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян.5:14): значит, Апостолы свидетельствовали о Христе, и Христос был свидетельствовав новыми и новыми обращенными, веровавшими в Него, как в Сына Божия и Спасителя мира. «Веруяй в Сына Божия, – говорит Апостол Иоанн, – имать свидетелство в себе» (1Ин.5:10), следовательно, в том же смысле можно сказать: имеющий свидетельство в себе о Иисусе Христе веруют в Него, как в Сына Божия; «свидетельство Христово, – говорит Апостол Павел Коринфянам, – известися в вас» (1Кор.1:6): здесь уже прямо указывается Апостолом, что «свидетельство Христово» составляет то, что коринфяне, уверовав, обратились ко Христу.

Итак, слова Иисуса Христа о проповеди Евангелия во всей вселенной «во свидетельство всем народам» означают, что до времени Второго Пришествия Иисуса Христа на землю среди всех народов земного шара будет проповедано и утвердится христианство; что всеми народами от края до края земли Иисус Христос будет свидетельствовать, как Искупитель рода человеческого и Сын Божий. В ходе исторического роста христианской идеи в народах и племенах, во вхождении их в лоно Церкви может, конечно, иметь место то историческое явление, что одни из народов переживут, так сказать, и расточат свое нравственное содержание и, сошедши с исторического поприща, уступят свое место другим, более крепким и сильным духовно-нравственно народам, причем, в то время как первые, по выражению Св. Писания, сдвинуты будут с своего места и извергнуты будут из уст Божиих (Откр.3:16, 2:5), вторые процветут и царственно вознесутся красотой и светлостью христианской нравственности. Так называемый суд истории, или, говоря точнее и справедливее – суд Божий над народами и племенами и в христианском мире, пока мир вообще может иметь будущность на основах нравственного порядка и истинного добра христианской идеи через племена и народы, будет одни народы воздвигать и поставлять в господственно-царственное положение в мире, другие – умалять и обращать в положение этнографического материала, как вообще этот суд Божий обозначен после столпотворения вавилонского на страницах всемирной истории.

Но из данных, однако, свидетельств Св. Писания заключить должно, что всемирное торжество христианства среди племен и народов от края земли до края, в свое время каждого племени или народа, и большим количественно и качественно приумножением и раскрытием Царства Божия на земле. Что же потом? И тогда, говорит Иисус Христос, придет конец века нынешнего и мира нынешнего (Мф.13:39), «день суда» (2Пет.3:7). Когда же? Неужели тогда, когда Церковь Христова достигнет наибольшего своего видимого возвеличения и торжества на земле? Нет, отвечает нам Св. Писание, не тогда это будет, когда Царство Божие, подобно широкому и многоветвистому дереву, покроет собой всю землю; а тогда, когда, «по днех тех превозможения добра в роде человеческом, дóндеже, – говорит Апостол Павел, – исполнение языков внидет» (Рим.11:25), вновь наступит в роде человеческом отступление от Бога и Христа. За временем торжества Царства Божия на земле последует страшное и ужасное время нового и жесточайшего каинитства в роде человеческом, как дает разуметь это Иисус Христос, а Апостол Павел прямо свидетельствует, что «день Христов» не придет, пока «не приидет отступление прежде» (2Фес.2:3).

Говоря о религиозно-нравственном состоянии рода человеческого перед концом мира, Спаситель уподобляет это состояние нравственному одичанию и растлению людей перед потопом. «О дне же том и часе никто не знает, – говорит Иисус Христос, – ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37–39) – «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили... так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк.17:28–30); Апостол же Павел прибавляет к этому, что это чисто животно-натуральная жизнь определит и ограничит собой все содержание вопросов о «счастии и благе», и люди будут довольны таким упрощенным образом жизни и состояния; «Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», – свидетельствует Апостол, – тогда внезапно постигнет их пагуба... и не избегнут» (1Сол.5:3). Что в данных свидетельствах Св. Писания указывается не одна внезапность события второго пришествия Иисуса Христа на землю и кончины мира, а характеризуется время и определяются нравы людей того времени, это ясно из того, что, говоря об этом времени, Спаситель указывает, что на земле утвердится безверие и уменьшится любовь между людьми: «Сын Человеческий, – говорит Иисус Христос, – придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8); «тогда... по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12); Апостол же Павел объясняет, что безверие и беззаконие выступят победоносно в исторических судьбах человеческого рода того времени: «Да не обольстит вас никто никак, – говорит Апостол, – ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Он-то, этот «человек греха и сын погибели», и приведет к окончательному созрению на земле в роде человеческом «тайну беззакония», находящагося всегда «в действии» (2Фес.2:3,4,7).

Отвержение Бога, полный атеизм откроет страшную эру в существовании рода человеческого: «тот человек» под своим главенством и водительством водворит безбожие на земле, как некое новое исповедание, и под знаменем этого безбожия положит в лице своем основание абсолютного обоготворения человеческой личности, ибо: «он превознесется, – говорит Апостол Павел, – выше всего называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Очевидно, безусловный абсолютизм человеческой личности, как новый культ, наподобие религиозного культа, займет собой место религии в роде человеческом, и на упраздненном троне Бога воссядет сам человек. Что в стремлениях своих, в миросозерцании и действиях «тот человек» будет выразителем общего властного направления умов и сердец в людях, что он будет опираться в деятельности своей на могущественную поддержку не партии какой-либо, а массового в его сторону движения в роде человеческом, это следует заключить из того свидетельства Св. Писания, которое говорит, что он «сотворит по воли своей, и царь возвысится и возвеличится над всяким богом» (Дан.11:36), получит «силу свою и престол свой, и великую власть» (Откр.13:2), ибо дана будет «ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр.13:7). Достигнет, однако, он этого видимого своего торжества не без борьбы и не без усилий с своей стороны, а с напряжением всех своих сил и средств, действуя и влияя на поколения людей своего времени лестью в слове, явлением чрезвычайных каких-то знамений и якобы чудес, употреблением силы, огнем и мечем.

Св. Писание говорит, что пришествие его будет, по действию сатаны, «со всяким неправедным обольщением погибающих», причем наступит в роде человеческом «действие заблуждения», так что люди будут верить лжи, не принимая любви истины (2Сол.2:9–11). Как нужно заключить из Божественного Откровения, человеческий род не вдруг станет под знамя «того человека», а разделится первоначально надвое и восстанет на ся: одна часть под водительством «того человека» и в смысле его направления станет в решительную брань с другой частью, остающейся под знаменем Бога и Христа, – и после «войны его со святыми», говорится в Св. Писании, и после победы над ними утвердится окончательно власть его на земле, и устроится порядок семейно-бытовой и общественной жизни в его духе, и тогда «поклонятся ему, – говорит Св. Писание, – все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца» (Откр.13:7–8), поклонятся не по принуждению только, но добровольно и сознательно, как необыкновенному величию и чрезвычайной силе гигантства и исполинства в роде человеческом, так как пришествие его, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:9).

Слова Св. Писания «знамения и чудеса ложные» показывают, что действия «того человека» будут хотя чрезвычайными и необыкновенными, но не сверхъестественными, а естественными, такие впрочем, что они будут казаться людям сверхъестественными, чудесными. Достигнет ли он необыкновенных, дотоле неведомых открытий в природе, которые выдаст за тайну его силы и могущества; будет ли действовать он хитрым обманом; поможет ли ему дьявольское внушение найти скрытые в природе тайны и он явит знание этих тайн в приложении к практической жизни и к поражению мыслей и воображения людей; во всяком случае, в некоторых своих действиях «тот человек», по свидетельству Св. Писания, сотворит «ложные знамения и чудеса», которыми поразит умы людей. В этой области направление деятельности «того человека» во влиянии на людей, в распространении лжи, лести и обмана поможет ему, по свидетельству Св. Писания, его главный споборник и приспешник, называемый в Св. Писании ложным пророком, который, во имя «того человека», совершит «великия чудеса» (Откр.19:20, 20:10).

Изображая «того человека» и его пророка под видом зверей, Апостол Иоанн говорит, что «ложный пророк», или второй зверь, будет действовать «со всею властию первого зверя», и заставит «всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю», и сотворит великие знамения, так что и огонь низведет с неба на землю перед людьми. «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольстит живущих на земле.., чтобы они сделали образ зверя... И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал...» (Откр.13:12–15). При этих, однако, чрезвычайных и необыкновенных действиях «того человека и его пророка», направленных к обольщению людей, Господь не оставит мира и без Своего чрезвычайного свидетельствования о Себе, дабы помышления людей открылись вполне, и дабы они сами определили себя вполне в своей воле. Господь в то время, говорит Апостол Иоанн, пошлет на землю двух свидетелей Своих, «и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть.., тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их... И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они вошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.» (Откр.11:3–12).

Из этого свидетельства Св. Писания, само собой разумеется, следует заключить, что сочувствие мира будет не на стороне пророков Божиих; что свидетельство их о Боге вызовет особенное озлобление и ярость «зверя»: победа над ними «зверя» будет приветствуема в мире радостью и весельем. Даже при чудесном воскресении их и по чудесном взятии их на небо сыны человеческие останутся врагами в отношении к ним и врагами, следовательно, Бога, во имя которого пророки проповедовали и действовали. По ходу таинственного повествования Апостола Иоанна видно, что пророки Божии явятся на землю после бедствий, имеющих излиться на нее от руки семи Ангелов (Откр.8:6–13, 9:1–21), и что сами они сотворят знамения и чудеса такие, которые наиболее будут чувствительны для людей, как голод и мор, и поразят их, следовательно, с той стороны, в которой и будет заключаться весь вопрос их жизни и их вожделений. Очевидно, и остальные все бедствия связаны будут с их именами. Бедствия же эти, которыми Господь будет свидетельствовать о Себе людям, будут велики и чрезвычайны; Господь посетит мир жезлом железным и явит крепкую и тяжелую десницу Свою в таких скорбях и ужасах, от которых восстанет земля от воплей человеческих: «...тогда будет великая скорбь, – говорит Иисус Христос, – какой не было от начала мира доныне и не будет» (Мф.24:21); «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам; и будут глады, моры и смятения. Это – начало болезней» (Мк.13:8); «будут ...ужасные явления и великие знамения с неба» (Лк.21:11): «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк.21:25–26). «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк.23:30). И в эти-то дни страшных бедствий на земле, всеобщего ужаса, смятения и уныния народов «тот человек», нужно полагать, проявит особенно свою энергию, явит чрезвычайную находчивость и изобретательность, устраивая, исправляя, воссоздавая и созидая.

Выступив в свое имя, при несознаваемых, может быть, откровениях сатаны, так как дьявол будет иметь «того человека» полным своим орудием, как свое более или менее полное отображение, он явится душею сохранения и поддержания мужества и бодрости в людях, создаст неслыханные и невиданные способы и средства если не отклонения бедствий, то уменьшения и облегчения их тяжести; в открытии тайн природы найдет многие и разнообразные врачества и пособия в тяжелые дни грозных на земле событий; призраком окончательного торжества своего ума и своего гения над слепыми якобы стихиями природы поведет за собой якобы к окончательной победе народы, и, по кратким указаниям Св. Писания, думается, что он будет действовать на своем пути в данных направлении и цели не без видимого успеха: Апостол Павел, говоря об этом времени деятельности «того человека» в роде человеческом, свидетельствует, что будет и такая полоса жизни среди этих бедствий, когда люди скажут: «мир и безопасность» (1Сол.5:3); следовательно, «тот человек», борясь и действуя, ободряя и укрепляя умы людей, исправляя, воссозидая и созидая, обратив на себя глаза всех и объединив всех под свое имя и знамя, создаст, наконец, некоторое довольство на земле, подымет дух впавших в уныние народов, до некоторой степени успокоит их и возвестит как бы новую эру благоденствия и безопасности на земле.

Упразднение религии и безбожие – вот характеристика этой эпохи; властительство и царствование полного натурализма во всех областях человеческой жизни – вот знамя, под которое соберутся племена и народы, языки и царства и воскресят на земле вновь каинитство, страшнейшее и злейшее первого. Ибо, в то время как древние каиниты «говорили Богу: отойди от нас; и что сделает им Вседержитель?» (Иов.22:17), новые каиниты совсем упразднят имя Бога на земле и скажут: «Нет Бога: Бог есть создание человека и есть сам человек в его идеальном величии и идеальной силе». И восклонит человек главу свою и поклонится себе самому в лице «того человека». Что же за люди будут в ту эпоху? Каков должен быть их духовный образ? Тогда «по причине умножения беззакония, – говорит Иисус Христос, – во многих охладеет любовь» (Мф.24:12); «...В последние дни, – говорит Апостол Павел, – наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены», славолюбивы (2Тим.3:1–5).

Какое имя должно дать направлению и духу времени, когда люди, отторгнув себя от Бога и самое имя Бога исключив из своих понятий, предадутся исключительно натурализму в абсолютизме своей человеческой личности? «Диавольство и сатанинство» в людях – вот имя, которое дает Св. Писание и эпохе, и направлению умов человеческих, и духу времени того (Ин.8:44; 2Сол.2:4–9; Быт.3:5); созрение «тайны беззакония» в роде человеческом, приведение в фактическое исполнение дьявольской лжи и лести «быть себе яко бог», воплощение греха в наивысшей его интенсивности и силе в людях – вот та вершина зла, на которой стоя, человек, действительно, приблизится к дьявольскому злу и сатанинскому ожесточению. Неравенство способностей людей, неодинаковость природных их сил и дарований, естественно, поддержат разделение людей на низ и верх со всеми их средними ступенями; всех их, однако, будет роднить и объединять безбожие, натурализм и абсолютизм человеческой личности. Трудно даже вообразить себе в настоящее время весь ужас этой имеющей наступить на земле эпохи существования рода человеческого: с одной стороны, будет полнейший натурализм, так как люди не будут знать других интересов жизни, кроме интереса есть, пить, жениться, выходить замуж, покупать, продавать, садить, строить (Лк.17:26–28); с другой стороны, культ индивидуализма, когда позволительны станут «все свободы», и человек ничем в себе самом не будет стеснен давать себе разрешение на все, лишь бы оно обещало удовлетворение его похоти и произволению его духа, создадут во всяком случае страшный порядок вещей, и поведение людей, равно как и их взаимоотношения, должны быть ужасны и необыкновенно жестоки.

Будет ли это общество людей царством зверей и скотов, царством нечистых и злых духов? Или же тем и другим вместе? Последнее принять вполне согласно будет с свидетельством Св. Писания: наверху, в правящих классах – преобладание дьявольской гордыни, сознательное, жестокое и упорное сатанинство, умственное величие, духовное «яко божество» с похотью очей и похотью плоти, как низшими и второстепенными мотивами жизни, хотя самое утонченное зверство и скотство, самые наглые и чудовищные пороки близки, обыкновенно, бывают самой широкой и глубокой гордыне человека; внизу, в среде темной массы, наступит неслыханное растление плоти и духа, полный образ бытия скотоподобного и звероподобного, с той одной впрочем худшей и жесточайшей разницей, которую человек способен внести в область растленной плотской жизни от себя, как «homo sapiens». Но сам собой при этом является вопрос: возможно ли устроение какой бы то ни было общественной жизни при таких имеющих наступить условиях ее в людях? Что может служить при таком порядке вещей гарантией тому, что общественная жизнь в состоянии тогда получить и иметь какие бы то ни было – более или менее прочные устои? Ибо, если оставить неограниченным и ничем определенно-положительным не сдерживаемым в каких-нибудь границах, допустим – хоть максимальных и наивозможно широких, но все-таки границах, развитие личного культа и господства индивидуализма, то люди, за отсутствием в себе самих нравственных мотивов к самоограничению и к самообузданию, должны будут не только уничтожить всякий порядок во взаимных отношениях, но в интересах удовлетворения личных похотствований и вожделений просто они должны будут, как звери, накидываться друг на друга, занимая место один другого и поедая друг друга.

В начале наступления той страшной эпохи так, действительно, и будет особенно в международной жизни, когда, по свидетельству Св. Писания, «восстанет народ на народ и царство на царство»; потом, под влиянием и водительством «того человека», человечество, как мы говорили, объединится и сольется воедино: колена и племена, народы и царства признают власть «того человека», обоготворяя его, пойдут под его знаменем и скажут: «мир и безопасность»: что же, спрашивается, тогда будет сдерживать необузданность произвола всех и каждого? Что же тогда послужит гарантией водворения хоть малого, но все-таки положительного ограничения индивидуализма, ограничения, безусловно, необходимого для порядка каждого общества, будь это общество при всех наивозможных свободах и при всяких удовлетворениях его членов? – Так как личная похоть и произволение духа всегда в состоянии потребовать или искать себе личных и особенных удовлетворений. Кто же и что наложит тогда узду на человека в образе злого духа, человека в образе скота и зверя? Св. Писание дает нам разуметь, что обаяние личности «того человека» для современного ему поколения людей будет велико: многих из людей наитеснейшим образом будет роднить с «тем человеком» единство целей, достижение одинаковых стремлений, выполнение общих задач: так лжепророк «того человека» будет служить общему с ним делу и общей цели, а также то превосходящее числом своим множество, которое, по убиении пророков Божиих, будет радоваться торжеству «того человека» и, очевидно, будет увлечено в дело «того человека», как в свое собственное, личное дело.

Значит, ядром, так сказать, некоторого порядка и общего для всех направления поведения и деятельности послужит приказывающая и распоряжающаяся личная воля «того человека» и согласующаяся с волей его способников и споборников; для всех же остальных членов и граждан общечеловеческого общества того времени безусловно обязательны будут – или добровольное согласие во имя общих идеи и цели, или вынужденное необходимое согласие под угрозой силы и кары. На действительное и фактическое значение этих гарантий к сплочению народов и поддержанию в них некоторого порядка в их взаимоотношениях указывает нам Св. Писание: действуя «неправедным обольщением», говорит Апостол Павел, человек греха и сын погибели достигнет того, что люди поверят ему (2Сол.2:10–11), и поклонятся ему все живущие на земле, говорит Апостол Иоанн, которых «имена не написаны в книге Агнца» (Откр.13:8); если же где добровольного согласия на усвоение себе образа жизни и поведения по воле и указанию «того человека» со стороны людей не последует, там будет употреблена решительная сила, и интердикт жизни и смерти будет приводиться с беспощадной над людьми суровостью: лжепророк того человека, говорит Апостол Иоанн, будет убивать всякого, «кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13:15); и только тех людей деятельность будет свободна и невозбранна, равно и жизнь обеспечена, которые будут иметь некоторое своего рода удостоверение в том, что они преданы и личности и делу «того человека»: Апостол Иоанн относительно этого предмета говорит, что «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет ...начертание, или имя зверя, или число имени его» прибавляя при этом, что слово его – Апостола – относительно этого предмета прикровенно: «здесь мудрость», говорит он (Апок.13:17–18).

Не ясно ли из этого свидетельства Св. Писания, с какой беспощадной суровостью, с какими тягчайшими ограничениями, с какими точными и решительными удостоверениями, при каких мерах и средствах будут подводиться люди под общее всем в духе «того человека» направление? Но что же, спрашивается, будет с Церковью Христовой при таком имеющем наступить страшном и ужасном положении дел на земле? Будет ли она продолжать существовать и при каких условиях: в явном ли оказательстве своем, или потаенно, скрываясь и соблюдая себя вдали от торжествующего безбожия в людях? Какие указания и свидетельства по этому предмету дает нам Св. Писание?


Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания / Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

Комментарии для сайта Cackle