протоиерей Василий Жмакин

Источник

Взаимоотношения святителя Иннокентия с представителями высшей духовной иерархии

Святитель Иннокентий был товарищем митрополита Филарета (Дроздова) по Московской Троицкой семинарии, откуда тот и другой были вызваны в Петербург. Совместное воспитание, естественно, связывало обоих архимандритов. Служение в Петербурге в одном и том же учебном ведомстве, в тесно связанных общими научными и жизненными интересами духовных заведениях, также способствовало их сближению,– тем более и скорее, что свт. Иннокентий был сослуживцем митрополита Филарета по Академии, где тот состоял профессором Церковной истории и долгое время являлся членом академической конференции. Начальство одинаково высоко ценило ученые заслуги обоих, что с особенной очевидностью обнаружилось в награждении их еще в бытность их архимандритами орденами св. Владимира II степени – награде весьма редкой для духовных лиц, особенно в то время. Действительно, между ректором Петербургской семинарии архимандритом Иннокентием и ректором Петербургской Академии архимандритом Филаретом поддерживались вполне искренние дружественные отношения59. Обоим свойственна была сильная любовь к научным занятиям. Как свт. Иннокентий, так и митр. Филарет являлись для того времени великими светилами богословской науки, стоявшими на целую голову выше своих современников. Последние называли их не иначе как «искренними светильниками, подававшими надежду во благо Церкви». И свт. Иннокентию, и митр. Филарету была присуща склонность к аскетизму – оба отличались строго подвижнической жизнью и любовью к иноческим подвигам.

И все же трудно определить точно степень взаимной привязанности, существовавшей между свт. Иннокентием и митр. Филаретом, поскольку их характеры, воззрения, как увидим ниже, были весьма различны. Митрополит Филарет отличался трезвым рассудком и крайней сдержанностью в словах и поступках, оказавшей ему большую услугу при тогдашних запутанных обстоятельствах. Святителю Иннокентию, напротив, были свойственны необыкновенная искренность и прямота и особенно мягкое, нежное сердце; склонный от природы к тихой уединенной жизни, он вовсе не обращал внимания на свое внешнее положение и мало им интересовался.

Некоторое время положение ректора Петербургской Академии было очень щекотливым. В то время больших реформ в духовно-учебном ведомстве в Комиссии духовных училищ, заправлявшей судьбой всех духовных школ, произошло раздвоение. Митрополит Петербургский Амвросий в единственном лице представлял одну сторону тогда как остальные члены комиссии, как то: Феофилакт (Русанов), архиепископ Рязанский, князь Голицын и граф Сперанский – другую. Святитель Филарет всегда стоял на стороне митрополита Амвросия. Так было и теперь. Членство святителя в комиссии находилось под угрозой. Сознавая это, архимандрит Филарет однажды во время разговора своего с архимандритом Иннокентием сказал ему: «Вот какое мое положение: ведь очень может случиться, что меня отсюда выгонят». «Что же? – отвечал спокойно свт. Иннокентий.– Лишь бы за правду»60.

Святитель Иннокентий уважал в свт. Филарете глубокий ум и дипломатический такт; свт. Филарет мог почитать в свт. Иннокентии его доброе сердце. Они некоторым образом дополняли друг друга. Митрополит Филарет, уважая мягкий и открытый характер свт. Иннокентия,– характер, совершенно не отвечавший запутанным обстоятельствам того времени и способствовавший его быстрому и неожиданному падению среди водоворота противоположных течений в церковной жизни,– старался поддерживать его и по возможности отклонять грозившие ему опасности. При своем замечательном умении ладить с людьми противоположных взглядов, митрополит Филарет весьма часто помогал святителю, который без его поддержки, возможно, пал бы раньше, чем это случилось.

Таков был «союз любви» между святителем Иннокентием и митрополитом Филаретом. Характер святителя отличался такими высокими и благородными и, можно сказать, святыми чертами, что некоторые современники представляли его почти неземным человеком. Поэтому всякий, кому только известен был свт. Иннокентий, относился к нему с величайшим участием.

Заслуживает внимания характер отношений святителей Иннокентия и Филарета с Петербургскими митрополитами – своими непосредственными и ближайшими начальниками. Митрополит Амвросий (Подобедов), ко времени первосвятительства которого относится первая половина деятельности святителя Иннокентия в Петербурге, высоко ценил ученые труды последнего и уважал его за строгую аскетическую жизнь. Известно, что именно по инициативе митрополита Амвросия святитель Иннокентий получил ректорство в Петербургской семинарии. Митрополит в официальных документах всегда с редкой похвалой отзывался о святителе Иннокентии и выражался о нем как о человеке «с честным поведением и с прилежанием примерным».

Митрополит Амвросий, славившийся в свое время тонким дипломатическим умом, уже постарел и нуждался в посторонней поддержке. Он нашел такую поддержку в лице ректора Академии архимандрита Филарета, который, сам обладая широкими дипломатическими способностями, сделался правой рукой митрополита Амвросия. Некоторые современники прямо называли митр. Филарета соправителем митрополита Амвросия61. Святитель Иннокентий по своему характеру не был способен к подобному служению и во все время первосвятительства митрополита Амвросия держался в стороне.

Положение сподвижников-архимандритов существенно изменилось при вступлении в марте 1818 года на Петербургскую кафедру митрополита Михаила (Десницкого). Высокопреосвященный Михаил, будучи еще архиепископом Черниговским, находился в дружеских отношениях с известным своим благочестием семейством князей Мещерских, что подтверждает и сохранившаяся переписка его с последними.

Из числа членов этого семейства особенным благочестием отличалась княгиня Софья Сергеевна Мещерская, жена майора, князя Ивана Сергеевича Мещерского. Княгиня Мещерская была одним из деятельных членов комитета о тюрьмах, по нескольку раз в неделю сама посещала заключенных, читала и объясняла им Св. Писание. С 1813 года кн. Мещерская занималась изданием разных религиозно-назидательных книг, предназначавшихся одинаково для всех классов общества. На издание брошюр княгиня Мещерская истратила более десяти тысяч рублей собственного капитала и напечатала около сотни разных брошюр большим тиражом. Брошюры продавались по самым низким ценам, а иногда раздавались даром. Княгине Мещерской в ее издательских трудах помогали некоторые высшие духовные лица, и более других – архиепископ, а потом митрополит Михаил и сам Император Александр Павлович62.

Архимандрит Иннокентий также был знаком с княжеским семейством Мещерских и больше всего сблизился с княгиней Софьей Сергеевной. С течением времени он сделался родным человеком для них: был духовным отцом всех членов семьи, часто служил в их домовой церкви, разрешал устно и письменно все их религиозные сомнения и недоумения. Равным образом и все Мещерские, а за ними и другие аристократические дома – князья Трубецкие, Шихматовы, семейство графа Потемкина – с благоговением относились к архимандриту Иннокентию63. Аристократам и вообще всем знавшим святителя особенно нравились его замечательная скромность и добросердечие. Отличаясь высокой ученостью, архимандрит Иннокентий всегда ставил себя ниже других, старался уклониться от всякой почетной и выдающейся роли. Очень привлекали к святителю и его простые, задушевные, проникнутые искренней религиозностью, проповеди.

Мещерские принимали самое непосредственное участие даже в домашней жизни святителя: присылали ему дворовых людей для услужения, высылали собственные экипажи для его выездов, доставляли провизию, отправляли к нему на свой счет самых лучших докторов, которые были совершенно необходимы при его частых заболеваниях64. Святитель Иннокентий по своей скромности и непритязательности крайне стеснялся тратами на него Мещерских и сначала отклонял их, но ввиду искренности этого участия и из опасения своими постоянными отказами оскорбить их, наконец, уступил их настойчивости.

Семейство Мещерских послужило связующим звеном между архимандритом Иннокентием и митрополитом Михаилом. Тесным отношениям, завязавшимся между ними, способствовало большое сходство их нравственных качеств. Со временем архим. Иннокентий стал ближайшим советником и правой рукой митрополита. В столице стало известно о том, какое влиятельное положение занял он при митрополите Михаиле. Некоторые люди, особенно приверженцы мистицизма, опасались влияния архим. Иннокентия и старались его парализовать65.

59

Барсов Н. Филарет, митр. Московский, и архимандрит Иннокентий (Смирнов) в 1812–1818 годы. Русская старина. 1883. Апрель.

60

Из воспоминаний митр. Филарета. Православное обозрение. 1868. Август.

61

Из прошлого. Русский вестник. 1868. Апрель. Из воспоминаний митр. Филарета. Православное обозрение. 1868. №8.

62

Вестник Европы. 1868. Сентябрь. С. 253–255.

63

Барсов Н. Филарет, митр. Московский, и архимандрит Иннокентий (Смирнов) в 1812–1818 годы. Русская старина. 1883. Апрель.

64

Письма архим. Иннокентия к С.С. Мещерской.

65

Автобиография архим. Фотия. Кн. 2.


Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle