протоиерей Василий Жмакин

Источник

Распространение мистицизма в России

Время деятельности архимандрита Иннокентия (Смирнова) в Петербурге приходится на вторую половину царствования Александра I, резко отличавшуюся от первой и известную как время распространения мистицизма. Страшный 1812 год произвел сильный перелом в русском обществе, большая перемена произошла и во внутренней душевной жизни Императора Александра. События двенадцатого и последующих годов в сильной степени пробудили религиозное чувство в высших слоях русского общества, до того времени весьма слабо проявлявшееся после многочисленных церковных реформ, начавшихся в конце XVII века и продолжавшихся еще почти целое столетие. В результате возвращение к христианству произошло в искаженном виде – распространился мистицизм23, этому способствовала и политическая, и социальная обстановка тех лет.

Мистицизм явился противовесом господствовавшему до этого религиозному индифферентизму Последователи его в своем религиозном увлечении не хотели удовлетворяться существующими порядками Церкви, которые казались им мертвыми, сухими и крайне однообразными. Они стремились поставить себя выше всех вероисповеданий, мечтали о достижении высшей религиозности, об основании внутренней «духовной» церкви, о непосредственном слиянии с Божественным Духом. В конце концов, мистики доходили до того, что выдавали себя за истинных истолкователей религии, за единственных хранителей высшей истины, и с большим пренебрежением и холодностью относились ко всему, что имело прямое отношение к требованиям и правилам Церкви.

Увлечение мистицизмом простиралось так далеко, что нередко переходило в ханжество, экзальтацию, сектантское изуверство. Охватившее значительную часть русского общества религиозно-мистическое воодушевление нашло для себя хорошо подготовленную почву в существовавшем ранее новиковском масонстве24.

Мистическим настроениям был подвержен и обер-прокурор Св. Синода князь Голицын, причем его стремление к самой изысканной религиозности переходило в сильную экзальтацию, в которой мало места было для рассудительности. Он «принадлежал к числу жарких поклонников Крюднер и Татариновой, увлекался мистическими проповедями католических пасторов Линдля и Госнера, сам совершал квакерские моления в ожидании «осенения» якобы Св. Духом»25. Даже самому занимаемому им помещению князь старался придать особенную религиозно-мистическую окраску26.

Вследствие своего мистицизма Голицын сделался жалкой игрушкой в руках сектантов и в то же время покровителем пропагандистов западных исповеданий. Он защищал духоборцев, покровительствовал Селиванову, содействовал прозелитическим успехам иезуитов, опутавших Россию целой сетью своих миссий27, оказывал постоянную помощь различным протестантским миссионерам28. Поддерживая все религиозные течения, исповедания и секты, князь Голицын оказался слишком тяжелым бременем только для господствующей Церкви.

Одним из активных проповедников мистицизма и ярким представителем его в литературе был А.Ф. Лабзин. Унаследовав еще старые масонские предания29, Лабзин старался оживлять и дополнять их новыми веяниями из области мистицизма. Особенно много он позаимствовал у Юнга Штиллинга и Эккартсгаузена.

Лабзин считал учение Церкви сухим и однообразным, а потому и слабо действующим на душу человека. Он задался целью оживить Церковь и выдавал себя за истинного истолкователя религии. Стремясь быть реформатором, он неуважительно и даже с некоторым пренебрежением относился к законным представителям Церкви.

С целью популяризации мистических идей Лабзин начал издавать собственный журнал под названием «Сионский вестник»30. Вследствие неутомимой деятельности Лабзина в печати появилось множество мистических произведений31. Все мистические сочинения и переводы печатались с разрешения светской цензуры.

Мистицизм настолько распространился в то время, что проник даже в духовные школы. Архимандрит Фотий сообщает, что некоторые студенты С.-Петербургской Духовной Академии его времени сильно увлекались мистическими сочинениями, особенно переводами из сочинений Штиллинга, и зачитывались ими до самозабвения32. Мистицизмом заражались даже духовные лица. Печальным примером тому может служить законоучитель второго кадетского корпуса иеромонах Иов, который в порыве религиозного исступления, придя в церковь, изрезал ножом иконы Спасителя и Божией Матери33.

23

Мистицизм – ложно-духовное направление, проповедовало необходимость непосредственного общения человека с Богом; универсальную, исключительно сердечную, субъективную религию без догматов и Церкви, основанную на непосредственных озарениях от якобы Духа Божия и вещаниях внутреннего «слова» в духе человека. Мистики отвергали все внешнее в религии: иерархию, Таинства, обряды, даже обязательное учение внешнего, единственного истинного Откровения; и признавали одну «внутреннюю» церковь, не знающую никаких догматов, кроме догмата о возрождении и соединении человека с Богом, никаких разделений, кроме разделения ветхого человека и нового, существовавшую, по учению мистицизма, от начала мира доселе во все времена и во всех религиях, мистериях и философских учениях. Вследствие распространения мистицизма через влиятельных деятелей Библейского общества получили полную свободу не только наводнившие нашу страну западные сектанты, но и начавшие преумножаться доморощенные секты духоборцев, хлыстов, скопцов и проч.– Прим. ред. Взято из книги П.В. Знаменского «История Русской Церкви». М. 2002.

24

Масонство возникло в конце XVII в. в Англии как религиозно-этическое движение, стремившееся к созданию тайной всемирной организации «с целью объединения человечества». Масонство исповедовало мистический теизм, чуждый всяких вероисповедных догматов, стремилось к мистическому слиянию с Божеством в высшей мудрости и нравственности помимо Церкви, считая себя выше всех Церквей; в него принимались на одинаковых правах члены всех вероисповеданий.

Проникновение масонства в Россию произошло во второй половине XVIII в. Главными деятелями русского масонства были профессор университета Шварц, Лопухин, журналист Новиков (1744–1818). Заподозрив масонов в связи с руководителями-собратьями французской революции, Екатерина II в 1791 г. запретила деятельность лож в России, а Новикова по ее приказу в 1792 г. заключили в Шлиссельбургскую крепость. Оживление масонства было заметно в годы царствования Александра I до 1812 г.– Прим. ред. Взято из книги. П.В. Знаменского «История Русской Церкви». М. 2002.

25

Записки Вигеля. III. Ч. 6. С. 38. Русская старина. 1874. Январь. Дневник квакера Грелье. О Линдле и Госнере см.: Граф Д. А. Толстой. Римский католицизм в России. Т. 2. Гл. 13.

26

Русская старина. 1880. Сентябрь и ноябрь. Автобиография священника Феодосия Левицкого.

27

Свящ. М.Я. Морошкин. Иезуиты в России. Ч. 2. Иезуиты воспользовались покровительством князя Голицына и так горячо взялись за пропаганду, что наиболее дальновидные члены общества Иисуса из опасения, что их успех может вызвать бурю преследований против них, сами старались сдерживать чрезмерный пыл своих собратий.

28

Английская миссия за Байкалом. Христианские чтения. 1881. Сентябрь-октябрь.

29

Сохранилось значительное количество протоколов масонских лож, из коих многие подписаны Лабзиным. Протоколы относятся к 1815–1822 гг. Рукопись Императорской Публичной библиотеки. Ф. 3, №№ 65, 66, 67, 68 и 69.

30

Русский архив. 1866. Биография Лабзина.

31

Лабзину принадлежат переводы мистических сочинений Эккартсгаузена. Русский архив. 1868.

32

Автобиография архим. Фотия. Кн. 1. Гл. 4.

33


Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle