протоиерей Василий Жмакин

Источник

Российское библейское общество

В 1812 году в России открылось Библейское общество, устроенное по образцу британского Библейского общества и под непосредственным руководством деятелей, принимавших самое живое участие в судьбе последнего. Британское Библейское общество поставило задачу издания и распространения Библии без каких-либо объяснений и примечаний и устранение всяких отличий между разными вероисповеданиями, в соответствии с главным принципом, заложенным при его основании,– самой широкой веротерпимости. Отличительной его особенностью было и то, что оно состояло преимущественно из светских людей, но обладало санкциями духовных представителей того или иного исповедания.

Российское Библейское общество первоначально своей исключительной задачей поставило распространение Священного Писания среди многочисленных племен, населяющих Российскую Империю, через издание книг Ветхого и Нового Завета на разных языках. Что же касается, в частности, издания книг Священного Писания на славянском языке, то оно по-прежнему осталось в исключительном ведении Св. Синода.

При открытии Российского Библейского общества, по примеру британского, в состав главного комитета, находящегося в С.-Петербурге, вошли почти одни светские лица. Президентом общества избран был министр духовных дел князь А.Н. Голицын, вице-президентами – графы Кочубей и Разумовский, обер-гофмейстер Р.А. Кошелев и другие; директорами – князь П.С. Мещерский, граф Ливен, барон Фитингоф и др.

В 1814 году в обществе появилось девять новых вице-президентов, из духовных лиц разных христианских исповеданий: Амвросий (Подобедов), митрополит Новгородский, Михаил (Десницкий), архиепископ Черниговский, Серафим (Глаголевский), архиепископ Тверской, впоследствии, митрополит Московский, а затем и Петербургский, католический митрополит Сестренцевич Богуш, Иоаннес, архиепископ русских армян, и другие. В то же время и в списке директоров главного комитета появились новые лица как из православного духовенства – архимандрит Филарет (Дроздов), ректор С.-Петербургской Духовной Академии, и протоиерей Музовский, так и из других исповеданий – католического, армянского, лютеранского, греко-униатского. В 1814 году в число директоров Библейского общества вступил известный Лабзин.

Достойно внимания то обстоятельство, что хотя главный комитет и получил смешанный характер как в сословном отношении, так равно и в отношении вероисповедания, но численный перевес среди его членов всегда был на стороне светских лиц. Таким образом, во главе Библейского общества стояли высшие сановники, согласно своему положению влиявшие на целые отрасли государственного управления. Их содействие процветанию общества подкреплялось мерами официального характера: их приглашения к помощи Библейскому обществу воспринимались подчиненными как предписания начальства, их письма имели значение официальных циркуляров, по получении которых следовало немедленное исполнение. Благодаря этому, спустя всего лишь несколько лет по основании общества, отделения его появились во многих губернских и уездных городах.

При всех высоких христианских целях, какие начертывали себе деятели Библейского общества, они, тем не менее, не устояли в должных рамках, а, напротив, ударились в крайность, погубившую благодетельное по своей идее учреждение. Главная причина падения Библейского общества заключалась в том, что религиозная основа его деятельности оказалась противоречащей христианскому вероучению.

Открытие и деятельность Библейского общества совпали у нас с господством крайней мистики и пиетизма34. Все ведущие его деятели, как то: президент общества князь Голицын, директор Лабзин, секретарь Попов и другие,– оказались крайними мистиками. Как президент, князь Голицын давал ход и силу в деятельности общества последователям излюбленного им самим мистицизма, а как министр духовных дел, он предоставлял в своем обширном ведомстве самые выдающиеся посты своим единомышленникам. Этим и объясняется то, почему такими сходными оказались судьбы мистицизма и столь разнородных учреждений – Министерства духовных дел и Российского Библейского общества35.

Среди деятелей этого общества возникла мысль о необходимости русского перевода Библии36, поскольку в заботах о доставлении Библии на родном языке всем иностранцам и инородцам, населяющим русское государство, общество до сих пор обходило самую многочисленную часть населения Империи – многомиллионный русский народ.

В 1815 году по представлению князя Голицына Император Александр сделал предложение Св. Синоду о необходимости перевода Священного Писания на русский язык, что и осуществили ученые С.-Петербургской Духовной Академии под руководством ее ректора архимандрита Филарета. В 1818 году впервые было издано Четвероевангелие на русском языке, вместе со славянским текстом, а в 1820 году вышло полное издание Нового Завета в русском переводе37.

34

Пиетизм – движение в протестантизме, отвергающее обряды Церкви; считает основой внутренний прорыв человека к духовному совершенству.

35

Статья Пыпина о Библейском обществе. Вестник Европы. 1868. Август-ноябрь.

36

До того времени Библия издавалась в России на церковнославянском языке.

37

История перевода Библии на русский язык изложена в статьях И.А. Чистовича. Христианские чтения. 1872. Т. 1–4.


Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle