протоиерей Василий Жмакин

Источник

Управление церковными делами при императоре Александре I

При Императоре Александре I наши церковные дела не отличались ни строгой последовательностью в проведении той или другой правительственной программы, ни особенной определенностью даже во внешних формах церковной администрации.

Религиозное воспитание Александра I не было глубоким и последовательным: оно состояло в знании краткого катехизиса и исполнении церковных обрядов18. По этой причине Александр Павлович, конечно, не мог более или менее последовательно относиться к Церкви и к ее высшему учреждению – Св. Синоду. Состояние церковных дел зависело не от взглядов самого Императора, а от лиц, зачастую случайно подобранных, которым с его стороны поручалось ведать делами Церкви.

При Александре I обер-прокурором Св. Синода был князь Александр Николаевич Голицын – человек, бесспорно, умный и образованный, но совершенно не соответствовавший занимаемой им высокой должности19.

Среди множества реформ в государственной и общественной жизни страны, которыми было богато царствование Александра Благословенного, было и создание совершенно нового учреждения – министерств. Вместе с другими министерствами появилось и Министерство духовных дел, которое возглавил тот же князь Голицын, светский человек, притом почти ничего не понимавший в Православии. Это рассматривалось современниками как унижение Церкви20, во главе которой официально был поставлен такой человек.

Кроме того, так как Министерство духовных дел обнимало дела всех вероисповеданий, то Святейший Синод оказался только одним из отделов Департамента духовных дел, заведовавшим православным исповеданием. В этом департаменте православными делами занимались наряду с делами католическими, протестантскими и, наконец, магометанскими и еврейскими. Для всякого православного человека представлялось настоящим соблазном видеть, что управление Православной Церкви находится в одних и тех же руках и в одинаковом положении с иноверными.

Князь Голицын, как министр духовных дел, во всех церковных делах играл первенствующую роль. Для того чтобы предупредить всякую возможность оппозиции со стороны Синода, он придумал особый способ назначения в синодальные члены – вызов архиереев из епархий для временного присутствия в Синоде21. Для изолирования и уничтожения влияния высших иерархов Церкви при дворе не без помощи князя Голицына вышло особое распоряжение, по которому духовные лица лишались права говорить при дворе проповеди. Данное запрещение предотвращало появление таких иерархов, которые своими талантами и дарованиями могли бы обратить на себя внимание Императора и других высочайших особ и войти к ним в доверие, и в дальнейшем могли бы парализовать деспотическое управление министра духовных дел делами Церкви. Помимо того, придворный проповедник мог в своем слове коснуться аномальных явлений в жизни Церкви и открыть глаза Александру I на неограниченную власть князя Голицына в церковных делах, которую он, будучи еще обер-прокурором Синода, как один из сильнейших людей в государстве, сумел сосредоточить в своих руках.

Деспотическим притязаниям министра духовных дел вторили и подчиненные ему светские чиновники, которые ведали всем административным механизмом министерства22.

Министерство духовных дел до такой степени ограничило свободу действий представителей Церкви, архиереев, что последние принуждены были почти на каждый шаг испрашивать разрешения министра духовных дел, даже на совершение крестного хода по случаю летней засухи. Если архиереи не исполняли подобных требований, министр считал своим законным правом делать им выговоры и замечания, в том числе и Петербургскому митрополиту.

18

Императрица Екатерина II, увлекавшаяся одно время вольтерьянством, намеревалась даже пригласить одного из французских вольнодумцев в качестве воспитателя для внука – Александра I.

19

Князь Голицын был человеком с «чисто светским образованием, не знакомый ни с учением, ни с историей Церкви, вольнодумец, никогда не читавший даже Евангелия»,– читаем об обер-прокуроре в многочисленных воспоминаниях современников. Шиман. Император Александр Павлович и его двор в 1804 году. Русская старина. 1880. Декабрь. С. 802; Воспоминания Т.П. Пассек. Русская старина. 1878. Т. 21. С. 220; Судьба Русской Церкви в царствование Александра I. Из Записок А. Стурдзы. Русская старина. 1876. Февраль. С. 268.

20

Судьба Русской Церкви в царствование Александра I. Из записок А. Стурдзы. Русская старина. 1876. Февраль.

21

Цель такого вызова архимандрит Фотий объясняет так: «Дабы самому везде иметь силу и не встречать противления со стороны Синода, министр духовных дел выдумал закон: не делать членами Синода архиереев, а вызывать их для присутствования на время из всех епархий. Тем самым он получил возможность политически удалять всех православных архиереев, с ним несогласных, отправляя их на епархии, а архиереев, действующих в угодность министру духовных дел против всех правил церковных и законов государственных, или явных недоброхотов к делу Церкви и веры, выписывал и рекомендовал Императору, и в члены Св. Синода старался провести». Автобиография архим. Фотия. Книга 2.

22

Директором департамента Министерства духовных дел был А.И. Тургенев (1785–1846), масон, известный для своего времени «либерал» во всем духовном ведомстве. Один из современников Тургенева характеризует его как человека легкомысленного и как дилетанта по службе, в науке и литературе. Русский архив. 1875. Кн. 1.


Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle