Часть III. Христианское благоразумие

Глава 1. О сущности и свойстве христианского благоразумия и о пособиях, к нему относящихся

Христианское благоразумие, которое иначе можно назвать благоразумием людей праведных, есть практическое знание, научающее, каким образом каждый христианин может направлять свои действия на пользу и спасение своей души и душ других людей, так, чтобы с уклонением от препятствий он тем вернее во всем достигал цели. Или, как говорят некоторые, христианское благоразумие есть знание о том, как применять всеобщие христианские правила в определенных обстоятельствах. Тот, кто поступает с таким благоразумием, есть человек возрожденный, ибо невозрожденный, или душевный, человек не может разуметь ничего духовного1027, потому благоразумие невозрожденных, или мудрость мира сего, есть безумие пред Богом (1Кор. 3:19). Особенно же таким благоразумием должен обладать пастырь, или учитель Церкви, так как он прежде всего обязан знать, каким образом должно ему поступать в доме Божием1028 и так как он есть домостроитель Божественных таинств. Предмет христианского благоразумия – это действия людей возрожденных, которые должно направлять так, чтобы достигнуть истинной пользы, ибо отличать истинную пользу от кажущейся, или мнимой, принимая во внимание каждое обстоятельство, есть дело христианского благоразумия1029. Цель христианского благоразумия состоит в том, чтобы во всех духовных делах, приняв во внимание все обстоятельства, достигать того, что и каждый человек, и вся Церковь считает наилучшим и истинно полезным, дабы таким образом способствовать духовным успехам как частных лиц, так и всей Церкви. Это можно выразить словами: созидание Церкви1030. Источник христианского благоразумия есть Творец людей, духовных и плотских, от Которого нисходят все блага и всякий дар совершенный (Иак. 1:17), у которого и благоразумие должно испрашивать молитвой1031. Пособий, помогающих христианскому благоразумию, много, а именно:

а) Священное Писание, которое служит и правилом, и обильнейшим источником мудрости и благоразумия; для учителя Церкви особенно полезны послания апостола Павла, прежде всего его второе послание к Тимофею и второе послание к Титу;

б) церковная история, так как она показывает различные судьбы и всей Церкви, и каждого человека, судьбы счастливые и несчастные, из которых первые иногда служат доказательствами благоразумия, а вторые – неблагоразумия, и все это для того, чтобы мы подражали первым и избегали вторых;

в) Святые Отцы и писатели церковные: свт. Киприан, который в своих посланиях на случай избрания настоятелей Церкви поучает тому, с каким попечением они должны быть избираемы (4-ое послание) и какова должна быть жизнь священников (5-ое послание), свт. Амвросий, оставивший нам книгу о должностях и священническом сане; Иоанн Златоуст, написавший шесть книг о священстве, в которых он желал представить совершенный образец епископа и все его обязанности; блж. Иероним, написавший послание к Непотиану о жизни церковнослужителей; свт. Григорий Великий и его книга о пастырском попечении, которая Тюрингским Собором предлагается епископам как образец того, чему должно верить и что должно делать; наконец, новейшие писатели и толкователи. Из произведений отечественных авторов можно указать одну небольшую книгу «Об обязанностях пресвитеров», безупречную и основательную, которую можно употреблять как классическую настольную книгу.

Необходимость христианского благоразумия, хотя и вытекает из его цели, состоящей в том, чтобы достигать наилучшего и истинно полезного, однако сюда можно отнести еще два обстоятельства, которые делают эту часть познаний необходимой, а именно: множество великих опасностей, которым подвержены все христиане1032, могущество и хитрость врагов, с которыми им должно сражаться1033. А то, насколько необходимо христианское благоразумие учителям Церкви, ясно видно из заповедей и угроз, содержащихся в книгах пророков, в Евангелии и в посланиях апостола Павла. Поскольку правила христианского благоразумия относятся ко всем христианам, необходимо рассмотреть, что есть благоразумие вообще. А поскольку то, что относится к слушателю, или пасомому, не всегда подходит пастырю, следует рассмотреть, что есть христианское благоразумие для человека мирского, а что – для пастыря.

Последний вопрос, т.е. вопрос о пастырском благоразумии, мы намерены рассмотреть особо, ибо будущим пастырям, когда только Промыслу Божию угодно будет удостоить их этого сана, должно преимущественно рассуждать о том и исполнять то, что относится к их пастырским обязанностям.

«Как свет сияет не для всех в равной мере, но для тех, которые имеют глаза, бодрствуют и могут беспрепятственно наслаждаться появлением солнца, так и Солнце правды (Мал. 4:2) – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9), не всем дает видеть Свою светозарность, но тем, которые живут достойно Света. Свт. Василий Великий

Глава 2. О христианском благоразумии вообще

Для соблюдения христианского благоразумия должно везде обращать внимание на то, чтобы иметь цель законную и истинно добрую, как апостол Павел говорит в послании к Тимофею1034, и испытывать свои силы, хватит ли их для достижения поставленной цели1035, употреблять надлежащие средства для достижения этой цели1036 и не менее того заботиться об удалении препятствий на пути к нашей цели1037. Относительно намерения должно заметить следующее. При избрании дела, цель его должна быть такой, какая признается наилучшей и наиболее полезной в духовном отношении1038. Цель христиан можно рассматривать в двояком отношении: в отношении к самому их состоянию и в отношении к каждому их деянию. В первом отношении цель – восстановление Божественного образа через веру во Христа1039, и если бы люди всегда помышляли об этом восстановлении, то в их жизни внешней и гражданской можно было бы найти множество различных выгод1040. Цель же, относящаяся к каждому деянию человека, по правилам христианского благоразумия, должна всегда соответствовать цели первой, или относящейся к состоянию человека, так чтобы избиралось только благо, которое согласно с первой, или главной целью, и отвергалось все, что с этою целью несогласно и является злом.

Поскольку же одни из благ бывают большими, другие – меньшими, одни известны, другие неизвестны, одни верны, другие неверны, одних достичь легче, других труднее, то долг христианского благоразумия – предпочитать большие блага меньшим, известные и верные – неизвестным и неверным1041, более легкие – более трудным, если только последние, рассматриваемые сами по себе, ни в каком отношении не будут превосходнее первых. Впрочем, христианское благоразумие убеждает нас не страшиться трудности в достижении превосходнейшего блага1042. Отсюда следует, что неблагоразумно поступают те, кто ставит себе цель незаконную и не наилучшую или не ставит никакой цели; кто кажущиеся, или мнимые блага предпочитает истинным, меньшие блага – большим, неизвестные, или неверные блага – известным или верным; кто поставил себе цель, а на самом деле не очень желают ее достичь, да и непостоянно придерживаются ее. Долг благоразумия требует, чтобы тот, кто желает, как должно, достигнуть цели, обращал внимание на самого себя и исследовал, имеет ли он силы к достижению цели. Посему признак неблагоразумия – когда невозрожденные предпринимают или присваивают себе то, что свойственно христианам, одаренным благодатью Божией1043. Поскольку же и в исполнении должностей, и в дарованиях, которые раздаются возрожденным, есть великое различие1044, то отсюда следует, что каждый должен испытать, способен ли он к тому, что на него возлагается, и имеет ли он достаточно силы. Одни дарования, или дарования природные, принадлежат и невозрожденным; другие же дарования, которые предполагают обитающую в человеке благодать Духа Святаго, принадлежат только возрожденным1045. Кто желает иметь надлежащий успех в своих делах, тот должен заботиться о средствах, необходимых для достижения цели. При этом должно заботиться о следующем. Должно избирать средства приличные и достаточные1046, ибо только глупости свойственно желать достигнуть цели без средств1047, или с помощью средств неподходящих, недостаточных, или употребляемых не надлежащим образом и непостоянно. Средства более легкие должно предпочитать более трудным, более безопасные – менее безопасным; однако же, не должно без нужды воображать или измышлять себе ложную опасность, как обычно делают ленивые1048. Всегда надо принимать во внимание все обстоятельства, ибо в зависимости от обстоятельств одно и то же может быть вредным или, наоборот, полезным, спасительным. Так, например, то, что полезно людям взрослым, не всегда бывает полезно младенцам1049. Итак, надо рассматривать обстоятельства времени1050, почему благовременность называется спутницей благоразумия, и обстоятельства места, особенно тогда, когда мы делаем дело, общее с другими людьми, или когда, например, возникает вопрос: публично ли должно что-либо делать или частным образом, на виду у других или особо1051. Наконец, благоразумию свойственно не только употреблять средства, подходящие для достижения цели, но и устранять препятствия на пути к ней. Поскольку же препятствия бывают или непреодолимые, или преодолимые, зависящие от нас самих, или происходящие от других, то относительно непреодолимых препятствий надо заметить следующее: мы не должны напрасно трудиться, чтобы преодолевать их, или должны ожидать времени, когда можно будет преодолеть их или отклонить1052. Между тем мы не должны думать, будто в том, что Бог обещал всем людям, или в том, что Он творит, есть для Него что-либо непреодолимое или невозможное. Что невозможно для людей, то не невозможно для Бога (Мф. 19:26).

Относительно же преодолимых препятствий надо иметь в виду три вещи: должно избирать надлежащие средства, рассматривать обстоятельства и употреблять все силы для их преодоления. Если препятствие зависит от нас самих, то при этом надо внимательно рассмотреть, в самом ли деле мы желаем делать то, к чему приступили, или более желаем оставить это, нежели делать, или желаем одновременно делать что-то другое, что с первым делом не согласуется1053? Если же препятствие происходит от других, то должно стараться преодолевать его средствами благородными, законными, соответствующими духу и характеру христианской религии, или тех, кто чинит препятствие, привлекать на свою сторону1054. Благоразумию свойственно, насколько позволяет совесть, применяться к духу всех, для того, чтобы способствовать их духовной пользе, потому что таким образом весьма часто устраняются наибольшие препятствия, и в этом апостол Павел служит нам примером1055.

Глава 3. О благоразумии верующего, не состоящего в духовном звании (мирянина)

Каждый христианин, рассматриваемый вне круга обязанностей, возлагаемых на него Церковью, либо вне чина церковного, находится в состоянии гражданском и домашнем, т.е. или супружеском, или отеческом, или господском. Цель каждого общества должна сообразовываться с общей целью для всех, состоящей в приращении или возращении восстановленного образа Божия. Цель общества домашнего, т.е. или супружеского, или отеческого, или господского должна сообразоваться с целью гражданской. Цель частных действий должна сообразовываться с целью домашней, так как по заповеди Христовой мы должны жить и для других, а не только для себя1056. Итак, все сии общества служат средством достижения цели общей, так же, как частные действия служат средством достижения целям каждого общества, а потому все они должны быть направляемы так, чтобы общая их цель могла быть достигнута вернейшим, легчайшим и приличнейшим образом. Общества, рассматриваемые как средства, которые должно направлять к общей цели – возращению восстановленного образа Божия, – сами в свою очередь направляются, подобно частным действиям, законами, учреждениями, правительством, с помощью наград и наказаний. А потому эти последние средства должны быть применяемы к обществам так, чтобы при этом имелось в виду отношение их к общей цели. Отсюда происходит следующее главное правило: надобно стараться, чтобы средства, как частные, так и общие, способствовали достижению общей цели. Средства, рассматриваемые с разных точек зрения, бывают различны, а именно, по отношению к обществу они бывают или публичные или частные – домашние, как-то: супружеские, отеческие, господские; по отношению к причине, или своему происхождению, они бывают или доставляемыми нам от других, или нашими собственными; по отношению к действию они бывают или очень, или мало способствующими осуществлению дела; по отношению к обстоятельствам они бывают благовременными или неблаговременными, удобными или неудобными, долговременными или кратковременными и т.д.; по отношению к качеству своему они бывают легкими или трудными и т.д. А потому, столько должно быть частных и особенных правил благоразумия, сколько есть разнообразных средств. Не избегают порицания за пренебрежение правилами благоразумия:

а) те, в чьих руках судьба обществ, но кто нисколько не принимает во внимание общей цели;

б) те, кто употребляет средства к достижению общей цели, но средства противные этой цели, или и непротивные, но не удобные, или удобные, но недостаточные, или достаточные, но непостоянно пребывающие таковыми;

в) те, кто не смотрит на свои действия как на средства, ведущие к цели гражданской и общей, а потому или не направляет их к целям необходимым, или хотя по видимости и направляет, но незаконным, непостоянным и неопределенным образом;

г) те, кто согласно правилам благоразумия, не устраняет препятствий, достойных устранения, или приглашает других к их устранению, но сам к тому не приступает, или, приступая, мало советуется или и вовсе не советуется с благоразумием и его правилами. Вот все то, чего каждому человеку должно остерегаться и избегать. Что же касается особенных правил благоразумия в частных и почти бесчисленных обстоятельствах и действиях, то они некоторым образом могут быть выведены из общих правил, изложенных в главе о благоразумии вообще, если только станем применять к ним какое-либо конкретное состояние, обстоятельство, звание или действие.

«Величие естества Божиего не ограничивается никаким пределом, никакая мера ведения не служит таким пределом в Его постижении. И нет предела, за которым жаждущему высокого познания следовало бы остановиться в стремлении вперед. Напротив, ум, высшим познанием восходящий к горнему, находится в таком состоянии, что всякое совершенство познания, достижимое для естества человеческого, вызывает пожелание еще более высоких познаний. Божественные тайны открыты вам, люди, насколько слух человеческий их может принять. Стремящиеся к благочестивому боговедению, насколько вмещает ваш разум, – возносите славу Богу, зная, что сколько бы ни возрастало ваше знание, – даже если бы вы превзошли самые высокие системы понятий о Боге, и тогда обретенное вами и восхищающее вас – не само еще Искомое, но только подножие ног Его. Свт. Григорий Нисский

* * *

1027

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2,14).

1028

«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 14–15).

1029

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6, 12).

1030

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2,19–22).

1031

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,– и дастся ему» (Иак.1,5).

1032

«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10,12).

1033

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6, 12). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лее, ища, кого поглотить» (1Пет. 5. 8).

1034

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим. 1, 5–7).

1035

«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк. 14, 28–30).

1036

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» (Еф. 6,13–14).

1037

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5, 3–4).

1038

«Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны» (Тов.4,19).

1039

«И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4,24).

1040

«Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33).

1041

«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф.13, 44–46).

1042

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7,13–14).

1043

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2,14).

1044

«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых. Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Всели пророки? Всели учители? Всели чудотворцы? Всели имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор. 12, 28–30).

1045

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4,1). «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2, 9).

1046

«Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2, 5).

1047

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1Кор. 9, 24–26).

1048

«Ленивец говорит: «Лев на улице! Посреди площади убьют меня!"" (Прит.22,13).

1049

«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах», (1Кор. 3,1–2).

1050

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5, 15–17).

1051

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,17–18).

1052

«Пройдя через Фригию и Галатийскию страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16, 6–7).

1053

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6, 24).

1054

«Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: «Мужи братия! Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: «Ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу"" (Деян. 23, 6–9).

1055

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона,– не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,– чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1Кор. 9,19–23). «Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» (Деян.16, 3).

1056

«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2, 4).

Комментарии для сайта Cackle