З. Барсукова

Источник

Глава шестая

Путешествие преосвященного Иннокентия по Камчатской епархии. – Положение Камчатской паствы до прибытия к ней преосвященного Иннокентия. – Орлецы, подаренные алеутами преосвященному Иннокентию. – Плавание к о. Еловому. – Пребывание преосвященного Иннокентия в Петропавловском порте. – Отъезд Иннокентия из Петропавловского порта.

Прожив на Ситхе более 7 месяцев, преосвященный Иннокентий отправился 4 мая 1842 обозревать свою епархию и не рассчитывал вернуться раньше, чем чрез шестнадцать месяцев.

О том состоянии, в котором находилась в это время Камчатская паства, вот что рассказывает протоиерей Π. В. Громов:

«В то время, когда о. Иоанн Вениаминов переселился в 1834 году в Ситху, и мне, школьному товарищу его и преемнику священства при Иркутской Благовещенской церкви, выпал жребий служения в Камчатке, это событие послужило новым звеном нашего сближения; – в Камчатку требовалось еще два священника. В числе их вызвался послужить в Камчатке родной брат епископа Иннокентия, Стефан Евсеевич Вениаминов. Оказавшись малоспособным продолжать науки в семинарии, он был взят о. Иоанном в Америку, в звании причетника. Прослужив там десять лет и женившись на природной алеутке, он уехал обратно в Иркутск, где преосвященным Мелетием был произведен во священники к Качерской церкви на реке Лене. Когда же последовал призыв в Камчатку, он первый изъявил желание туда ехать, так как его жена, привыкшая дышать морским воздухом, была больна и надеялась в Камчатке получить облегчение; но она умерла на дороге, оставив о. Стефану 4-х летнего сына. По прибытии в Камчатку, я поручил о. Стефану, назначенному к предположенной на севере полуострова церкви, при реке Лесной, найти удобное для храма место и возводить здание. И здесь-то он выказал свои разносторонние, практические сведения. Место для храма выбрал он на возвышении, при подножии которого протекает река Лесная, удобнее и красивее которого желать нельзя. Не имея в той глуши знакомых с плотничным делом, он приучил Камчадалов владеть топором и пилою, руководя к тому своим примером. Затрудняло его плохое знание туземцами русского языка, и он употреблял переводчиком своего малолетнего сына, который, среди игр с детьми Камчадалами, быстро перенял их говор. Благодаря о. Стефану, в течение, трех лет была выстроена церковь при реке Лесной и возникло целое новое селение, с чистенькими новенькими домиками, куда переселились Камчадалы из своих земляных юрт. Вместе с тем о. Стефан научил своих полудиких прихожан делать кирпич и класть печи. Мало того, он был и часовой мастер, и маляр, и отличный портной, и сапожник, и хлебник ».

«До моего приезда в Камчатку говорит далее о. Громов, «священники совершали браковенчание где ни попало, и в избах, и в землянках; я воспретил венчать вне церкви, что, конечно, не обошлось без ропота, когда приходилось иному для бракосочетания ехать верст за сто».

Относительно образования юношества в Камчатке также было очень плохо, по неимению средств и лиц, искренно преданных делу. «Тяжело было видеть, – говорит протоиерей Громов, – как дети матросов и казаков с утра до вечера ломали головы среди порта, ничему не учась и ничем не занятые».

В таком-то состоянии находилось просвещение в Камчатке, когда она готовилась встретить своего нового архиерея, и вот почему распоряжение преосвященного Иннокентия «ввести преподавание всем детям обоего пола воскресных уроков пред литургиями», – нельзя не признать одною из важных мер к просвещению инородцев.

С радостным душевным волнением приближался он к острову Уналашке, где ждали его алеуты. Ему хотелось в день Вознесения Господня, 28 числа, принести благодарение Богу в церкви, основанной им в бытность его священником Уналашкинского прихода. И желание это исполнилось: 28 мая, в 8 часов утра, колокольный звон огласил шествие преосвященного в основанную и освященную им церковь. Удивление и восторг туземцев были беспредельны. Алеуты, на радостях, что увидели своего любимого архипастыря, принесли ему в дар чрезвычайно искусно вытканные из тонких древесных корней и различных трав орлецы.

О дальнейшем плавании преосвященного к острову Еловому вот что рассказывает дочь его, Екатерина Ивановна Петелина, сопровождавшая отца в этом плавании.

«Пять дней плыли мы к острову Еловому хорошо; дул попутный ветер. На следующие же сутки в ночь вдруг неожиданно все на судне почувствовали сильные толчки, качку, и конечно перепугались. Преосвященный Иннокентий и капитан судна в 11 часов ночи вышли на палубу удостовериться, отчего все это произошло. Заметного волнения не было; ветер дул по-прежнему, попутный и ровный. Спросили боцмана14 и лоцмана15, что это значит. Они отвечали, что надо ждать большой перемены. Владыка и капитан поняли, что произошло землетрясение, продолжавшееся с минуту или две. И затем, действительно скоро подули ветры противные и сильные, с морозом; море запенилось и забурлило, судно качало и подбрасывало. Волна за волной, с яростью налетая на судно, ливнем обдавали палубу. Пассажиры попрятались в трюм16 и каюты. Судно было небольшое, а пассажиров человек 70. Все люки17 были заколочены. На верху оставалась одна команда с своим капитаном и владыка. Остальные путешественники сидели без дневного света в трюме с огнем. 28 дней и ночей кидало по волнам утлое судно и так сильно качало, что не было возможности ходить, а ползком ползали или сиднем сидели. Высидеть 28 дней во тьме кромешной, да еще почти без пищи и питья, было крайне тяжело, особенно без привычки. Даже сухарей не было, осталась одна пыль от них; воды также недоставало, только полбутылки в сутки отпускали на четверых; наконец, и совсем не стало воды. Тогда мы воду выжимали из парусов и пили ее. Солонину варили в морской воде и отпускали пассажирам по маленькому кусочку. Все заболели. После бурной погоды ветер, наконец, стал тише и тише; потянули ветры попутные, небо прояснилось и к вечеру увидали берег; но капитан не хотел приближаться к нему, а напротив, решил удалиться в открытое море, опасаясь перемены благоприятного ветра опять на противный. Команда же, от голода, жажды и болезней, воспротивилась. Владыка стал примирителем команды и командира, уговаривал и уговорил плыть к берегу. «Если вы боитесь», сказал он не без горечи капитану, «так я сам буду править судном». Капитан принял увещание, и направились к берегу. Владыка все время стоял на палубе, распоряжался и, не доплывая близко к берегу, по настоянию его, бросили якорь, стали палить из пушек и подняли морские знаки, давая тем знать, что пассажиры нуждаются в воде и провизии. Вскоре после того доставили на судно воду и провизию изнемогающим пассажирам. Затем преосвященный Иннокентий отслужил на палубе судна благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением, за спасение от бури и крушения, и служил он с таким благоговением, что все пассажиры были тронуты до слез.

«Ноги болят», сказал преосвященный, оставляя судно и ступая на землю острова Елового. Судно же, пробыв с неделю на острове, поплыло далее; но прежде чем отправиться, все путешественники, ехавшие на этом судне, пришли к владыке, прося его благословения на дальнейшее плавание, и вместе с тем со слезами благодарили его за то, что он своими распоряжениями спас их».

Объехавши острова, преосвященный Иннокентий на одномачтовом судне Российско-Американской Компании отправился далее к Петропавловску.

Петропавловский порт – небольшое селение, окруженное горами, и построенное на пологом скате их к морю, в Авачинской губе. Он состоит из небольшого числа хижин, построенных точно так же, как и в прочих городах Восточной Сибири. Но гавань, обширная и удобная, известна всем мореплавателям, как одна из огромнейших и лучших в мире.

19 Августа 1842 года заметно было здесь необыкновенное движение: разнесся слух, что прибыл владыка, и все население бросилось навстречу небывалого, невиданного в крае духовного сановника – архиерея. Духовенство в белых серебряных облачениях, флотские офицеры в блестящих золотых эполетах, гражданские чиновники в мундирах своего разряда, нарядно одетые дамы и все портовое население стояло у пристани, когда преосвященный Иннокентий подплыл к ней с своего судна, в портовой шлюпке18, в 9 часов утра, при звоне колоколов. Ярко игравшее солнце, разбросившее свои золотые лучи по безмятежной поверхности моря, приветствовало владыку.

Первое небывалое, невиданное архиерейское служение было назначено 22 августа, и все с нетерпением ждали этого дня. Наконец, он настал. Величественная наружность и прочувствованное служение преосвященного Иннокентия, твердым и ясным голосом произносимые им молитвы, наконец, стройное пение небольшого хора певчих – вызвали всеобщее умиление и духовную радость.

Желая заняться устройством церковных дел Камчатского благочиния, преосвященный Иннокентий пробыл в Петропавловске, резиденции19 Камчатского благочинного, протоиерея Π. В. Громова, несколько недель.

В шесть часов утра ежедневно, несмотря ни на какую погоду, он слушал в соборе раннюю литургию, после которой, выпив чаю, приступал к занятию делами. В полдень обедал. После обеда или беседовал с своим бывшим товарищем по семинарии, протоиереем Π. В. Громовым, или приходил в собор, где в то время исправляли поколебавшийся от землетрясения придельный храм, и руководил своими указаниями рабочих, а престол утвердил даже собственными руками, мастерски владея столярными инструментами. В 8 часов он ужинал, а в 10 шел спать.

С 23 Августа, преосвященный Иннокентий приступил к подробному обозрению Камчатского Петропавловского собора, Камчатского Духовного правления и школ.

С прибытием преосвященного Иннокентия, в Петропавловском порте началась в нем как бы новая жизнь. В каждый праздничный день архиерейское служение, удовольствие видеть преосвященного, прогуливающегося по облегающим порт горам и перешейкам, посещение им, во всей простоте, жителей порта, без различия званий; его веселый нрав, его или назидательный разговор, или замечательные для жизни практические уроки – все это до того привязало к нему обитателей Петропавловска, что они чувствовали и говорили, что с отъездом Иннокентия «пустыня» наша опять превратится в пустыню.

А между тем, день отъезда владыки близился. Около половины ноября стала устанавливаться на полуострове зимняя дорога, и преосвященный Иннокентий начал готовиться в путь.

«Что мне нужно в дорогу»? – спрашивал оп у протоиерея Громова, который уже восемь раз объехал кругом всю Камчатку. Указав на предметы первой важности, о. Громов прибавил: «Надобно иметь при себе запасец джину, хлебца и юколки20 на те случаи, если бы поезду довелось разбиться пургою21 не на короткое время, и съестные припасы остались бы далеко. Да еще необходимо иметь при себе под куклянкою22 бутылку воды (иначе, она замерзнет), на случай утоления жажды». «Ха, ха, ха!», засмеялся владыка, поедем постоянно по рекам, и нужно еще запасаться водою!». – Но впоследствии он убедился, что совет опытного о. Громова насчет воды был далеко не бесполезен.

Наконец, 29 ноября, преосвященный Иннокентий покинул Петропавловск.

«Излишне говорить», пишет о. Громов, с какими выражениями любви и привязанности к владыке и сожаления о разлуке с ним провожали его до первого селения Авачинского, лежащего в 12 верстах от порта, начальник Камчатки, флотские и гражданские чины, духовенство и купечество, и здесь приняли его последнее благословение и отеческое целование. Преосвященному Иннокентию, совершившему более 2000 верст на верховых лошадях, проплывшему океаны, предлежал теперь новый путь, еще им неизведанный – на собаках.

* * *

14

Старший нижний чин во флоте.

15

Проводник судов.

16

Внутренняя нижняя часть корабля, где лежит груз.

17

Отверстие в палубе корабля.

18

Лодка.

19

Местопребывание.

20

Вяленая рыба.

21

Вьюга.

22

Верхняя одежда шубы из оленьих шкур, шерстью наружу с башлыком.


Источник: Просветитель сибирских стран, Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский / Сост. Зинаида Барсукова. - Санкт-Петербург : Тип. Т-ва "Общественная польза", 1901. - 91 с.

Комментарии для сайта Cackle