З. Барсукова

Источник

Глава вторая

Путь в Уналашку. – Остров Уналашка. – Уналашкинская паства до прибытия к ней о. Вениаминова. – Постройка церкви на острове. – Путешествие по островам Уналашкинского прихода. – Перевод Св. писания на алеутский язык. – Образ жизни о. Иоанна на острове. – Алеуты, по описанию о. Иоанна.

Седьмого Мая 1823 года о. Иоанн Вениаминов выехал из Иркутска к месту нового своего служения. Путь, предстоявший ему, был чрезвычайно труден. Из Иркутска он заехал сначала со всей семьей на свою родину, в село Ангинское, чтобы отслужить напутственный молебен в церкви св. Пророка Илии и помолиться у могилы отца, а затем направился в Якутск, каковой путь ему пришлось совершить на па́возке (род баржи) по реке Лене.

Лена – одна из больших рек Сибири; берега ее низки и ровны, течение тихое и спокойное; по пути не встречается ни крутых поворотов, ни порогов, – лишь, время от времени, представляются взорам гигантские утесы; и они, как бы в грозном безмолвии, смотрятся в зеркало спокойных вод... Вокруг все тихо, дико, пустынно, самобытно... Ни звука, ни следа человеческого... По обеим сторонам Лены растут в изобилии кедровые леса.

От Якутска до Охотска о. Вениаминов, ехал с семьей, более 1000 верст, верхом на лошадях. Тут приходилось им ехать и по извилистым тропинкам, пролегающим сквозь дремучий лес, и чрез болото, в котором лошадь вязла по брюхо; то надо было взбираться на крутую каменистую гору и пролагать путь по снежной вершине, то спускаться прямо в реку, то подыматься на распавшуюся скалу, где с осторожностью пробирается по острому камешнику бесподковный конь.... Наконец, потянуло свежим морским воздухом; по лесу стал разноситься глухой рев волны, ударяющейся о высокие морские скалы; вдали начали виднеться мачты стоящих на реке Охоте казенных судов, затем, усталые, измученные путники увидели уже и самой Охотск. Из Охотска до Ситхи, а потом до Уналашки, о. Вениаминов и семья его ехали на корабле Российско-Американской Компании по Охотскому морю и Восточному океану.

Остров Уналашка, по величине своей, второй из островов Алеутского архипелага4. Всю восточную половину его занимают высокие горы, лежащие вдоль острова и тесно соединенные между собою; горы, лежащие на западной половине, ниже и положе восточных; самая же оконечность Уналашки плоская и ровная. Речек, ручьев и озер множество; климат на острове отличается резкими переменами; здесь царствует вечная осень, с ветрами и туманами; летом редко бывает жарко; а зимою морозы доходят до такой степени, что птицы мерзнут на лету. Огородные растения выращиваются здесь с трудом. Из домашних животных водятся коровы и свиньи, а из птиц – куры и утки.

Ко времени прибытия о. Вениаминова, на Уналашке было только 10 селений, а жителей – алеутов, креолов и русских, 470 душ.

В такой-то пустынной, мрачной и холодной Уналашке, в убогой землянке, поселился с семьей своей о. Иоанн Вениаминов. Но, несмотря на все это, сильный верою в Промысл Божий и одаренный крепкою волей, дальновидным умом, необыкновенною находчивостью и всегдашнею готовностью к самоотвержению, он не упадал мощным своим духом и с самого же начала обнаружил в себе все признаки истинного избрания и призвания Божия на великое апостольское дело миссионерства, далеко не всякому доступное.

В его духовном ведении находились не только Алеуты острова Уналашки, но и обитатели соседних Лисьих островов. Почти все они были крещены раньше его прибытия, но учение Христово и, особенно, дух его, не были глубоко вкоренены в них, потому что первые проповедники, не зная основательно их языка, лишь поверхностно знали обращаемых ими в христианство, в нравах и обычаях которых таилось еще много языческого. Поэтому для о. Иоанна была здесь обильная духовная жатва.

О. Иоанн прибыл в Уналашку 29 июля 1824 года, и 1-го августа служил в деревянной часовне первую обедню, с благодарственным молебном о благополучном своем прибытии. Первое, за что он принялся, было построение храма Божия, чтобы в нем могли туземцы собираться к слушанию слова Божия; затем, он стал тщательно изучать местные языки и наречия, чтобы истины веры Христовой передать Алеутам родными их звуками.

Благодаря основательному ознакомлению своему, еще на школьной скамье, с техникой и механикой, он предварительно приучал Алеутов к плотничному, столярному и отчасти слесарному и кузнечному мастерству, а также к выделке кирпича и каменной кладке. Когда они были уже достаточно подготовлены к подобным работам, о. Иоанн приступил с ними, 1 Июля 1825 года, к постройке церкви, повсюду лично руководствуя работами, причем престол, иконостас и позолоту его он произвел собственноручно. 29 июня 1826 года церковь была отстроена и освящена им во имя Вознесения Господня.

Затем, достаточно ознакомившись с местными наречиями, бытом, обычаями, преданиями, о. Иоанн, с великим усердием и сердечным расположением, принялся за дело служения своего – обращение алеутов к свету Христову.

Для изучения наречий и просвещения островитян, о. Вениаминов не останавливался ни перед какими препятствиями. Путешествуя большую часть года, он подвергал себя всевозможным лишениям и опасностям, переплывая от острова к острову, по волнам океанским, на утлом челноке, в душегубках-байдарках5, устроенных то из кож морских зверей, то из выдолбленной колоды, до того узких, что ноги можно было держать только протянутыми и плотно прижатыми одна к другой, как у спеленатого.

Бесстрашие молодого священника в этих плаваниях было, по рассказам очевидцев, изумительно.

Путешествия по островам очень много способствовали о. Вениаминову в изучении местных языков. Плоды восторженного стремления его к просвещению дикарей увенчались полным успехом: в 1828 году появились его первые переводы на Алеутско-Лисьевский язык, а именно Катехизиса и Евангелия от Матфея, которые принесли алеутам много радости в том отношении, что они могли, наконец, молиться Богу и знать Его учение на родном своем наречии. Кроме этого о. Вениаминов написал поучение на алеутском языке, под заглавием: «Указание пути в Царство Небесное».

На острове Уналашке о. Вениаминов проживал с своей семьей сначала в землянке, а потом в скромном деревянном домике, построенном собственными руками. Его же руками была сделана вся домашняя утварь и даже стенные часы. Весь день проводя в трудах по приходу, о. Иоанн вечера посвящал деланию органов, или всецело отдавался своим детям, к которым был очень нежен. Дети, и свои, и чужие, горячо любили его, и он платил им тем же. Часто можно было встретить его, окруженного шумною толпою детей и рассказывающего им что-нибудь из Священной истории или Евангелия своим простым, ясным, доступным языком, либо играющего с ними в мяч. Он гулял с ними по горам, заставляя их собирать разные камешки, и, как любитель и наблюдатель природы, рассказывал им много интересного из области естествознания. Он положительно не мог переносить детской праздности, и как только, бывало, заметит, что дети ничего не делают, тотчас придумает им разные занятия; так, например, когда у них накопилось порядочное количество камешков, собранных во время прогулок по горам, он заставлял их этими камешками мостить тропинку от своего дома до церкви, и, для успешности, задавал им уроки. И кто выполнял заданное, того непременно поощрял или чем-либо награждал; таким образом, от его дома до церкви была проложена красивая мозаичная тропинка. Когда же он делал орган, то непременно каждого заставлял помогать себе: кто подавал шпильки, кто молоточек, кто стругал палочки, кто склеивал трубочки, – словом, все были заняты.

Домик о. Иоанна стоял на берегу речки Уналашки, над которой он делал наблюдения, следя за убылью и прибылью воды. Для этого он на противоположном берегу выкопал глубокую яму и опустил в нее сруб, а в сруб была спущена на веревочке трубка, разделенная на футы. Аккуратно каждое утро и каждый вечер ходил он сам проверять, посредством этой трубки, прибыль и убыль воды или посылал детей. Соберет, бывало, их всех пятерых и скажет им: «Ну, дети, кто первый скажет мне, сколько футов прибыло воды?» И тогда все разом бросались на противоположный берег в перегонку, босиком, так как река была очень мелка, и тот счастливец, кому первому удавалось известить его, получал награду, состоявшую преимущественно из местных ягод, до которых дети были большие охотники. Наблюдения над водой не прекращались даже во время отсутствия о. Иоанна: дети обязательно вписывали свои ежедневные наблюдения в особую тетрадку, а он, по возвращении, всегда проверял эту тетрадку. Кроме этих занятий, о. Вениаминов с своими детьми отливал собственноручно восковые свечи для своей церкви.

Ближайшим помощником его во всех этих занятиях был живший все время на Уналашке вместе с ним брат его, Степан, исполнявший при нем обязанности псаломщика.

Кроме церкви во имя Вознесения Господня, о. Иоанн построил еще алеутам часовню или особенный молитвенный дом, на подобие церкви, и, наконец, открыл училище для мальчиков. Он не только лично их обучал, но даже сам составил для них все учебники.

Добрые, чистосердечные алеуты всей душой привязались к своему пастырю за его добродушие и ласковое обращение с ними, а он, в свою очередь, сердечно полюбил их за их простосердечие и усердие к слушанию слова Божия и, по свей скромности, приписывал быстрое распространение христианства среди них мирному и уступчивому их характеру.

«Из всех их добрых качеств», пишет о. Вениаминов, «ничто столько не радовало и не услаждало моего сердца, как их усердие, или, правильнее сказать, жажда к слышанию слова Божия, так что скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к слушанию слова. По приезде моем в какое-либо селение, все, оставляя свои дела и занятия, как бы важны они ни были, по первому моему призыву, собирались слушать мои поучения, и слушали их с удивительным вниманием, не развлекаясь, даже не сводя глаз с меня. И, признаюсь откровенно, что при таковых то беседах я деятельно узнал утешения христианской веры, эти сладостные и невыразимые прикосновения благодати, и потому я обязан алеутам благодарностью более, чем они мне за мои труды».

Десять лет пробыл о. Иоанн Вениаминов на Уналашке и в течение этого времени прочно утвердил в сердцах алеутов христианское учение, всюду являясь между ними не только как пастырь между послушными гласу его овцами, но и как отец между детьми, взаимно его любившими и чтившими.

В виде повышения, кроме награждения наперсным крестом, о. Вениаминов был переведен с острова Уналашки на остров Ситху, в Новоархангельский порт, где его христианскому рвению предстояло поприще еще обширнее, но и еще труднее того, на котором он действовал до сих пор.

* * *

4

Собрание островов.

5

Деревянная лодка, обшитая тюленьей кожей.


Источник: Просветитель сибирских стран, Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский / Сост. Зинаида Барсукова. - Санкт-Петербург : Тип. Т-ва "Общественная польза", 1901. - 91 с.

Комментарии для сайта Cackle