III. Слова и речи к отдельным лицам и по особым случаям
Наставление сестрам Крестовоздвиженской общины попечения о раненых воинах, сказанная в Одесском кафедральном соборе 18 апреля 1855 г.
Не знаем, что теперь на сердце у вас, по изречении вами священного обета вашего; а мы все, взирая на вас, радуемся и благодарим Господа за то, что в такое краткое время нашлось у нас столько душ, способных, оставив все, посвятить себя сердобольному служению недугующим защитникам Отечества. Кто может не чувствовать их важных и кровавых заслуг пред Отечеством? Кто не желал от всей души уврачевания их ранам, облегчения их страданиям? Посему-то мы не усомнимся сказать, что многие из зрящих теперь на вас ублажают вашу участь и готовы были бы тотчас стать на вашем месте и разделить ваш обет, если бы разные обстоятельства не отнимали у них возможности к тому.
От вас Господь устранил все подобные препятствия; вам дано достигнуть того, что у многих по необходимости осталось в одном благом желании, – вы, а не другие, примете на свои попечительные руки героев Альмы и Севастополя!
Уразумейте же, возлюбленные, святую высоту вашего призвания! Вы исходите на служение болящим не от себя токмо одних, а от всего Отечества; вы должны потрудиться не для обыкновенных больных, а для тех, которые сами подвизались для Отечества до того, что полагали за него, и, следовательно, за всех нас, самую жизнь свою. Покажите же им вашим усердием, вашим самоотвержением, вашим сердоболием, – как высоко ставит Отечество подобные подвиги, как много уважает раны своих мужественных защитников, как готово к удовлетворению их нужд! А между прочим, при каждом удобном случае возвещайте им, что Святая Церковь молится усердно и всегда будет молиться о них, – живых и умерших; что благочестивейший государь прилежно печется и будет печься не токмо об их участи, но о положении их присных; что по всем краям России прославляют их мужество и удивляются их подвигам; что, наконец, кровь их пролита не напрасно, ибо гордый враг унижен и начал уже помышлять о постыдном бегстве из земли нашей.
Само собою разумеется, что на поприще деятельности вашей вас ожидает нерадостное зрелище. Пред вами, как некогда пред пророком, разовьется такой свиток бытия человеческого, в который вписано почти одно «рыдание и жалость и горе» (Иез. 2:10). Но может ли это удивить вас и привести в уныние? – Разве вы не знаете заранее, что исходите не на праздник и торжество, не на вечерю мира и веселия, а на страшное поле войны – поле жестоких битв, где естественно все обрызгано кровью, все обожжено огнем. Ваше уже дело будет уменьшить, сколько возможно, число страданий, вздохов и слез; ваше дело будет внести отраду и упование даже туда, где готово водвориться отчаяние; ваше, наконец, дело будет пролить капли утешения христианского на самое возглавие отходящих из сей жизни.
И если вы успеете в этом святом подвиге (а при помощи Божией почему не успеть?), если даже только начнете его как должно, то будьте уверены, скоро все примет в очах ваших другой вид: мрачные обители болезней и скорбей обратятся для вас в священные места душеусладительного служения Богу и человечеству; среди стонов болезненных начнут слышаться умилительные воздыхания молитвенные; взоры страждущих с невыразимой благодарностью будут обращаться к вам; в собственном сердце вашем откроется источник неизглаголанных утешений и радости о Дусе Святе, так что вы не променяете человеколюбивых трудов ваших ни на какие блага мира. Не так ли именно находят себе отраду, а потому с такой готовностью нисходят с неба в наш страждущий мир Ангелы Божии, которых вы будете подражателями и, можно сказать, сотрудницами? – Ибо если где, то подобным местам скорби и страданий они всегда присущи и действуют невидимо.
Что и как вам делать, уже означено в самом обете вашем; собственное сердце доскажет вам то, чего не может обнять никакое наставление. Помните между прочим, что у недугующих собратий ваших не одно тело болящее, а и душа, по всей вероятности, не свободная от ран совести. Поскольку же бессмертная душа в человеке стократ важнее его бренного тела, то, способствуя врачеванию телесному, не оставляйте без внимания и помощи христианской и души болящей. Оздоровевшая душа всегда благотворно действует и на немощи телесные.
Не забывайте, что из находящихся на вашем попечении не всем дано будет возвратиться с одра болезни к жизни земной. Да не отыдет никто из таковых в вечность без фимиама вашей молитвы и без упования христианского, без раскаяния во грехах своих и без того благодатного напутия, которым Святая Церковь обыкла сопровождать туда всех чад своих! В подкрепление собственного духа вашего, взирайте чаще на крест Христов, который возложен теперь на перси ваши не для украшения какого-либо телесного, а именно для того, чтобы, когда нужно, вы тотчас могли находить в нем укрепление вашему духу и оживление вашему сердцу. Обращайтесь мыслями своими и к Пречистой Матери распятого Господа, Которая не напрасно именуется Матерью всех скорбящих. Пред Нею – в этом чудотворном лике Ее – произнесен вами сейчас обет клятвенный; Она таким образом соделалась и Споручницей вашей верности и вашего усердия. Может ли после того оставить Она вас без помощи, и не подать вам, когда будет нужно, вразумления и подкрепления, отрады и покоя душевного? Чтобы иметь вам как бы некий чувственный залог такового благодатного союза с Нею, примите от меня по изображению сего чудотворного лика Ее. А мы не престанем сопровождать вас нашими молитвами и при первом случае, если даст Господь, поспешим быть личными свидетелями ваших трудов и соутешиться вашей верой и самоотвержением на пользу страждущих от ран своих защитников Отечества. Аминь.