III. Слова и речи к отдельным лицам и по особым случаям
Речь Греческому батальону, сказанная в Одесском Преображенском соборе 14 января 1855 г.
Храбрые и христолюбивые еллины!
Провождая из этого храма с молитвою и благословением дружины православных воинов наших на полуостров Таврический, мы всякий раз умилялись душой, видя, с какой готовностью и усердием несут они туда самую жизнь свою за веру, царя и Отечество. Но провождая теперь – туда же и для той же цели – вас, мы, кроме прежнего, испытываем еще особого рода чувство, которое проникает нас до глубины души.
Вы – не наши соотечественники, даже не наши соплеменники и, однако же, подобно отечественным воинам нашим, спешно идете на брань и следовательно, на самую смерть за нас! Можно ли не преклониться с особенным уважением пред такой преданностью и таким самоотвержением, когда само слово Божие говорит, что нет больше любви, «да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13)?
Вот что значит единство веры, связующее нас с вами! Оно-то, а не что другое, подвигло великого самодержца всероссийского, несмотря ни на какие затруднения и опасности, стать мужественно едва не против всего Запада за Православие и единоверцев наших на Востоке. Оно-то побудило теперь и вас, оставив свои мирные жилища, идти за войной, от вас удалившейся, в наши пределы и, так сказать, отыскивать место борьбы, дабы принять в ней участие рука об руку с русскими.
Вы твердо знаете, что брань настоящая возникла не за мирские выгоды и не для земных целей, а за веру и Православие; вы вполне уверены, что плодом ее должно быть не какое-либо увеличение могущества и расширение пределов России, без того почти безграничных, а единственно свобода совести и защита прав человечества для христиан восточных. Знаете, говорю, и уверены во всем этом и потому спешите доказать за себя и собратий своих, что вы не ниже, что вы стоите тех великих усилий и жертв, которые делает теперь для вас единоверная вам Россия.
Да благословит Господь путь ваш! Грядите, возлюбленные, на дело, которое очевидно есть не наше токмо, а и ваше, и еще более ваше, нежели наше; ибо начало его от нас, а конец его всецело для вас и ваших собратий на Востоке. Грядите и покажите общим врагам нашим и всему свету, что для еллина выше и дороже всего вера и отечество, и что он, с крестом в сердце и с мечом в руке, готов отыскивать последнее на самом краю света.
В ободрение на подвиг да послужит вам самое воспоминание о священном значении того места, где свирепствует теперь пламень войны, и где ожидает вас борьба со врагами. Ведь это, – думали ли вы о том? – ведь это не другое какое-либо место, а тот священноименитый Херсонес Таврический, где за девять веков пред тем Россия прияла веру и Святое Крещение от православной Греции... И вот здесь-то, на этом приснопамятном и святом месте, в лице вашем должен возобновиться теперь и скрепиться древний священный союз двух великих народов – россов и еллинов.
В первый раз союз этот произошел и составился, как известно, чрез крещение водой и Духом, которое православная Греция, яко матерь, преподавала, а Россия, яко покорная дщерь, принимала для своего духовного просвещения. Теперь для скрепления древнего союза совершается там же крещение уже не водою токмо и Духом, а огнем и кровию (ср. Мф. 3:11), в котором потому должны участвовать равно и матерь и дщерь, дабы навсегда обеим быть едино и возродиться для новой общей жизни на Востоке. При этой мысли, возлюбленные, кто из вас не ободрится духом и не забудет трудностей предлежащего подвига?
В память настоящего нашего молитвенного общения и свидания с вами примите от нас эту икону Святителя Христова Николая. Да напоминает она вам собою и небесного заступника и покровителя воинств православных – архипастыря Мирликийского, и земного архистратига державы Российской и всех православных христиан – благочестивейшего государя нашего Николая Первого. Аминь.