Азбука веры Православная библиотека святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический Письма Преосвященного Евлампия, Епископа Вологодского к Иннокентию, Архиепископу Херсонскому с 1843 по 1850 г.
еп. Евлампий

Письма Преосвященного Евлампия, Епископа Вологодского к Иннокентию, Архиепископу Херсонскому с 1843 по 1850 г.

Источник

(Сообщено Н. И. Барсовым)

Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Письмо 1

(Из г. Орла).1

Приветствую Ваше Преосвященство с великим праздником Св. Пасхи2. Воскресший Господь, воскресением Своим все исполнивший радости, да исполняет Вас и чрез Вас и все сущее окрест Вас Своей радости.

Письмо Вашего Преосвященства с препровождением экземпляра Первой Седмицы Великого поста, к величайшему удовольствию, получил 13-го Марта, в самой средине поста, в самое благоприятное время для того, дабы дать своевременное приличное употребление и препровожденным за тем экземплярам той-же Седмицы. Но не знаю, почему, сведение о том получил уже на днях Пасхи, потому и распоряжение о них тогда-же сделано. Когда надлежащим образом управим с первым присылом, тогда надежнее приступим к принятию и других книг. Дело само но себе благое и полезное, но требует того, чтобы в счетах не затрудниться.

Не смотря на открытие единоверческой церкви, дело обращения к единоверию довольно затруднится тем, что дозволено начальством раскольникам отгородить свою деревянную часовню от каменного единоверческого храма, в совершенной смежности находящегося с нею, деревянным сплошным высоким забором. В замену того, на пятой неделе поста из Дмитровских раскольников3 более 50 человек изъявили желание принадлежать приходом к единоверческой Орловской церкви, уверяя, что и все их собратия будут на тоже согласны, если им позволено будет иметь в городе благословенную часовню. Представлено об этом, но еще не получено разрешения.

Предлагаемый Вашим Преосвященством антиминс, восходящий древностью до 350 лет4, чудо, особенно если бы это было в Пермских краях. Здесь у меня новообращенные единоверцы сами взяли плат коленкоровый, по образцу антиминса, напечатанному в их большом требнике, написали на нем все нужное не дурною рукою своего иконописца, представили сей антиминс для освящения, и так освящены у них два антиминса для двух церквей.

Впрочем Вашу древность, которую изволили мне предлагать, буду иметь с почтением в виду впредь в потребном случае.

Испрашивая Ваших молитв, с глубочайшим высокопочитанием и сердечною преданностию имею честь быть–

Евлампий, Еп. Орловский.

1843 г., Апреля 20 дня.

Письмо 2

Приветствую Ваше Высокопреосвященство именем Воскресшего Спасителя5, дабы получить от Вас прощение воскресением. Этим именем только и уповаю обрести пред Вами прощение. Иначе безответен. Минувшего года 6-го Марта получил от Вас занимательное и любезное письмо. Светлый праздник Пасхи и воссиявший свет Христов в доблестях Ваших подавали мне благоприятный случай сугубо приветствовать Вас, и я приветствовал, только про себя, молча. Немощь моя, которую привез с собою, при немощи–недостаток ознакомления с местом содержали меня в какой-то дремоте и одебелении чувств. Не лучше и целый год прошел. Почти природный, по Вашему слову, климат6 только что даль мне лучше узнать, а еще не успел укрепить мою немощь. Вот уже полтора года, и я с моими немощами только ныне в приближающееся лето думаю побывать подальше в классическую, по Вашему выражению, сторону, и конечно не для наблюдения древностей, а хоть для ознакомления с значительнейшими и нужнейшими местами. Кстати о древностях. В рукописном „Собрании сведений о Вологодской епархии“7 говорится, что найдена только одна икона древняя Св. Троицы в церкви Вожемской волости, с зырянской надписью и ныне находится в Вологодском Софийском соборе. Спрашивал соборян об этой древней иконе, и до сих пор ничего не получил от них известного8. Вы любитель древностей, от взора которого едва ли может что ускользнуть замечательное, не скажете ли нам чего об этой иконе? Какие однакож Ваше Высокопреосвященство имели мысли и предположения касательно Волог. епархии, когда были представителем ее, я в архиве дел не обрел.

Лица, которых Ваше Высокопреосвященство рекомендовали в мое расположение, все достойны Вашей Архипастырской рекомендации, и для меня составляют ближайших сотрудников в делах. Знатнейшие жители из дворян и купечества доселе с особенным почтением воспоминают о Вашем Высокопреосвященстве, что Вологда украшалась Вашим Архипастырством; преимущественно предан к Вам Степан Григорьевич9 г. губернатор с его семейством. Но руководителем в приобретении сведений здешних местных дел– и церковных и общежительных– я стяжал здесь Высокопреосвященнейшего Архипастыря Иринея10, всегда с особенною любовию и благодарностию вспоминающего Ваше Высокопреосвященство.

Благоволите ли принять это не короткое мое изъяснение в некоторое заглаждение моей долговременной неисправности пред Вами?

Испрашивая себе Архипастырских Ваших молитв, а при благоприятном случае и слова укрепления в подкрепление моей немощи, с совершенным почтением и полною преданностию и любовию имею честь быть...

Евлампий, Еп. Вологодский.

1846 г., Апреля 13 дня.

P. S. Благоволите Архипастырским словом объявить целование мира о Господе возлюбленному Вашему о. Ректору семинарии, о. Архимандриту Парфению, Орловскому моему сотруднику и сослужителю.

Письмо 3

Препровождая Ваше Высокопреосвященство желаниями моими к наступающему великому торжеству св. Пасхи11, молю Воскресшего Господа, чтобы, соответственно величию торжества, даровал Вам благодать сретить и провести оное в мирном расположении духа и благоприятном течении дел Ваших.

Приветствуя с праздником св. Пасхи, приветствую и с милостию Божиею в Архипастырском восхождении Вашем12. Да приумножит Господ благодать Свою Вашему Высокопреосвященству паче и паче идти и успевать сообразно обилию сил духа Вашего. Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга

Евлампий, Еп. Вологодский.

1848 г., Апреля 3 дня.

P. S. О. протоиерей кафедральный13 не лишен вовсе той выгоды, какою пользовался. Но как он сам устранился от этого дела14, а оно получило некоторое изменение в течении, то покамест новый порядок устроился, действительно почет делаем был ему в меньшей мере. Теперь означенная перемена обстоялась, и о. протоиерей, которого я ценю, очередь начнет по его достоинству.

Соборные просили меня, в пособие к скудному содержанию их а) ходатайствовать о прибавке им жалованья; б) о дозволении продать пустоши15, приписанные к собору, по отдаленности их от Вологды совершенно опустошаемые порубкою лучшего леса от самих Арендаторов. Они надеются от процентов с суммы, полученной за продажу, больше получить выгод, нежели сколько получают за аренду, как сказано, для пустошей от порубки леса опустошительную.

Попекитесь о поспешнейшем возвращении к нам Высочайше утвержденных планов на семинарию, обратно препровожденных мною к г. Обер-Прокурору для объяснения недоразумений. Вашему Высокопреосвященству известно, что здешняя семинария и тесна и ветха, сорна и черна. При таком вещественном и материальном состоянии семинарии, и правление оной частию дряхло, частию похоже на что-то ветхое, или разнородное. Ректор Адриан странен до юродства, самообычен до странности. Непрестанные на него жалобы то от сочленов, то от учеников, то от наставников. Семинария при нем в мнении здешнего общества упала противу прежнего. По своеобычности своей он может расстроить самый дух управляемых и устранить их от правильного порядка. Вот одно из таковых действий его. Минувшего года в Мае дано было мною распоряжение выбрать до 12 человек учеников семинарии и училищ для пения на левом клиросе в кафедральном соборе в большие праздники. Ваше Высокопреосвященство можете судить, сколь это необходимо, когда вспомните коренной Вологодский вкус в пении (а у ректора вкуса к пению, кажется, не бывало). Ученики, не получив надлежащего распоряжения от семинарского правления, сначала мало ходили, а после вакации во все не стали ходить. В Октябре правлению семинарии сделано напоминание о побуждении учеников. Предложение оставлено без действия. В Марте опять напомянуто было правлению о том-же. Марта 8-го ученикам велено показать, что они не ходили по неимению голосов. А правление семинарии 1-го Апреля представило: не угодно ли выбрать других и им дать такое-же побуждение к пению, какое имеют штатные певчие, получающие жалованье и другие выгоды. Таким образом правление само подает открытый повод ученикам к непослушанию, а с другой стороны питает в них несообразное с духовным воспитанием корыстолюбие.

Покорнейше прошу взять во внимание такое и подобное действование ректора Адриана. Подумаете, что я жалуюсь, а частных мер не употреблял? Много делал ему и частных внушений, как прежнему своему воспитаннику16, и тем раздражал его предрассудки и самоуслаждение своими странностями. Не время бы теперь об этом говорить; но когда вредно и молчать, то по нужде надобно говорить.

Буду ожидать слова совета и помощи и в этом и других затруднениях.

Письмо 4

Приветствую Ваше Высокопреосвященство с радостным днем Рождества Христова. Молю, чтобы Родившийся на спасение людей Своих Пастыреначальник и являющий спасение Свое чрез избранных Своих, вселился и действовал в Вас Своею жизнию, Своею силою, Своею славою, ко благу Церкви и служащих ей.

Имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою

Евлампий, Е. Вологодский.

1848 г. Декабря 18 дня.

P. S. О пастве нашей нечего особенного сказать. Если что особенное есть, оно своим порядком идет. Семинария наша, можно сказать, страдает от неустроенного управления. Известен ли Вашему Высокопреосвященству ректор архимандрит Адриан17? Это человек упрямый, своенравный, подзорчивый и способный подыскиваться не на добро; а впрочем и во многих своих обычаях, особенно в служении в церкви, странный.

От его своенравия много возникло дел и неприятной переписки; в правлении семинарии, особенно по делам более значительным, почти всегдашнее разногласие и следовательно нестроение; от упрямства и подзорчивости его многие из учеников потерпели и терпят много вреда; от его подыска прежние члены семинарского правления введены в неприятное положение ответственности за неправильное употребление суммы прежним ректором Афанасием18 уже умершим. Так это желание подыскаться, и конечно тем выслужиться, не пощадило и умершего брата.

Как покойный о Афанасий пользовался покровительством Вашим, то прикройте его, поколику можно, и умершего, а с тем вместе и невинных соучастников взыска. Если же таковый взыск необходим: то разделите оный между живыми и умершим; и если с умершего нечего будет взыскать, тогда умерший покроется прощением, а живые соучастники по крайней мере облегчатся в ответе не за свои грехи. Из многих, возникших от ректора неприятностей, это самая большая; менее значительных множество.

При сем нельзя не поименовать обстоятельства распространения семинарской церкви, которая из двух тесных храмов приведена в положение одного19, довольно обширного храма. Сперва, когда я настоял на необходимости этого распространения храма для семинарского богослужения: то ректор решительно журналом противодействовал тому, как делу неудобному; а когда церковь распространена хорошо для собрания учеников семинарии; то не принимает траты на семинарский счет; но в церкви нет на этот предмет суммы, и распространение было собственно для учеников семинарии. Таким образом у нас самые благонамеренные предприятия для улучшения порядка встречают открытое противодействие. Надобно присовокупить и то, что когда семинария при этом ректоре много упала и сама по себе в мнении общем, то и Прилуцкий монастырь упадет и опустеет от странностей этого настоятеля.

Письмо 5

Паче меры утешили меня двумя письмами Вашими от 17-го и 23-го Января. Первое почти заключает ответ на то, что мною было писано на праздники Вашему Высокопреосвященству с присовокуплением некоторых мыслей. В другом, сверх нашего чаяния, изволите открывать иск о состоянии нас должными Вам. Можно ли сомневаться в том, что мы неоплатные должники Ваши, постоянно должные Вам почтением, усердием, любовию? Не довольно ли этого? Но иск Ваш, хотя скромный, тихий, касается в самой вещи денежного долга. Долг – не совсем малость. Но вот странное дело! До этого времени о нем ни понятия, ни слуха; и не удивительно, когда исполнилась почти давность десятилетняя. Справимся.

Между тем оказалось, что вместо отдаленного, пришедшего в забвение, долга на нас имеется действительный, ближайший и собственно на меня падающий долг, долг по неуплате денег за 50 экземпляров поучений: „С нами Бог“, присланных сюда еще в 1845 году. Хорошие приставники книг то раздали, то растеряли; очистку дела, которое давно меня заботило, затруднили; однако-же оно как быть к требованию Вашим Высокопреосвященством давнего долга очистилось, и мы теперь, препровождая 73 руб. сер., покамест оплачиваем свой собственный, необходимый долг.

Не высока ли цена присланных Акафистов по 1 рублю за экземпляр? Когда Господь поспешествует и этому делу веры и труду любви Вашего Высокопреосвященства, то приложите руку для исправления Акафиста Успению Богородицы. Он во многих местах слаб.

Тихо ли я говорил Св. Синоду о нашем ректоре, когда шла переписка о холере в Июле? Если угодно еще слышать дополнение, обратите внимание на представление мое в Св. Синод в конце Декабря минувшего года касательно распространения Кирилловской, семинарской церкви. Тут свойство ректора семинарии, кажется обозначено ясно. Затем у нас по весне была ревизия. Ревизор20 ясно видел, слышал, даже сам довольно резких неприятных случаев действования ректора испытал. Я опасаюсь, что если он уволен будет от семинарии, а и не от монастыря, то уронит и монастырь.

Что Вы сделали с Преосвященным Архиепископом Иринеем, переместив его из нажитой, усвоенной и нагретой стихии в другую? Если бы он в Прилуцком монастыре с таким правом оставался: то, нет сомнения, что в мире глубоцем здесь бы жительствовал и монастырь под его управлением процветал, возвышался, и он в полном смысле настоятельствовал.

Надобно заключить просьбою к Вашему Высокопреосвященству. В начале Октября минувшего года из консистории представлено дело о начете на меня здешнею казенною палатою. Так угодно было г. советнику контрольного отделения положить твердое намерение сделать мне неприятность. Начет выисканный, несправедливый; однакож, при высылке штатной суммы за 1-ю половину казенною палатою, этот начет 75 руб. сер. вычтен и деньги не высланы в собор. Так человек выисканно, намеренно, настойчиво достигает своей цели. Обратите милостиво правосудное внимание. О прочем потом. Споспешествуйте нашей немощи и Вашими святыми молитвами и силою Вашего крепкого духа.

Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга

Евлампий, Еп. Вологодский.

Февраля 9 ч. 1849 г.

P. S. Его Превосходительство Степан Григорьевич чувствительнейше благодарит Ваше Высокопреосвященство.

Письмо 6

Вы благоволили меня предварить и приветствием и приятным известием. За то я не спешил легким словом приветствовать Вас, думал более о том, что если не могу сказать ничего Вашему Высокопреосвященству приятного, то не льзя ли сделать чего нибудь не противного.

Остановившись на этой мысли, положил, вместо приветственного яйца, препроводить к Вашему Высокопреосвященству следующие за 50 экземпляров Акафиста Покрову, за 50-ть Страстям Христовым и 25 экз. „первой Седмицы поста“, 125 руб. сер., и дело это кончить: так это и сделано.

Книги „Лимонарь“ в библиотеках церковных как-то не оказалось: поищем. Но Вы находитесь у источников книжных и ищете Лимонаря при наших кладенцах сокрушенных.

Собор Софийский у нас возобновляется живописью; вместе с тем будет возобновляться и внутри и снаружи весь. По первому воззванию Бог послал пожертвований нам около 30 тысяч руб. (ассигн.). Но этого мало; надобно будет повторить воззвание. Кроме ветхостей по собору, соборная ризница совершенно ветха, вся перечинена; хотелось какие либо остатки выгадать от сбора и на эту часть.

Ваши прежние аввы21 занимаются благоустроением своих обителей: Арсений зимою был тяжко нездоров; Палладий с весны хочет приступить к распространению церкви в своем монастыре. Кажется, он не прочь от приглашения Вашего Высокопреосвященства. Объявлю тому и другому о воле Вашей.

„Куда девать лишних людей духовного звания“? Можно думать, что люди со способностями никогда не будут лишними; не найдут в своем звании места, найдут в других званиях, как это отчасти и теперь делается. Вопрос может касаться особенно малоспособных, тех, которые подвергаются исключению из семинарий и училищ и по множеству их не находят себе мест ни в своем, тем менее в других званиях. Не льзя ли учредить между прочим особое звание, род свободных хлебопашцев из духовного звания? Отвести им земли при монастырях; ближайшим назначением таковых могло быть замещение штатнослужительских мест при монастырях и архиерейских домах, равно сторожевских мест при церквах. Сколько теперь переписки касательно штатных служителей! Тогда бы штатные служители, быв духовного ведомства, по распоряжению местного духовного начальства получали бы и определение и увольнение. Вот Вам между прочим зерно проекта. Развивши, может быть, из него что нибудь и состроится.

Вашего Высокопреосвященства, Милостивого Архипастыря покорный слуга

Евлампий, Еп. Вологодский.

Апреля 6 дня, 1849 года.

Письмо 7

Вы побуждаете меня что нибудь напечатать. Вот скудный начаток: „Первая седмица поста“ пред Вами. Удостойте хоть перебрать листы и бросить. Но что представляется в рукописи, на то обратите Ваше Архипастырское милостивое внимание. Переглядите, и, если годится, благоволите, Милостивейший Архипарстырь, с Вашим участием и содействием передать в С.-Петербургскую духовную цензуру для возможно скорого рассмотрения, дабы, по немедленности рассмотрения, тотчас отправить22 для напечатания к страстной неделе к Московскому книгопродавцу Манухину, которым напечатана первая седмица, и с которым может быть тоже условие и в рассуждении печатания „Страстной Седмицы“. Рассмотренную рукопись я поручаю немедленно переслать в Москву Павлу Ивановичу Савваитову профессору.

Благоволите, Милостивейший Архипастырь, поколику возможно, ускорить этим делом по моему намерению и согласно Вашему Архипастырскому желанию, и тем вновь побудить меня к дальнейшему, во исполнение Вашего истинно-братского отеческого внушения и наставления. Что может последовать благоприятного по этому обстоятельству, не лишите меня благовременного, непосредственного или посредственного уведомления.

Одолжите меня, должника Вашего, Вашею любовию и благоволительным споспешествованием в этом деле преданнейшего Вашему Высокопреосвященству покорнейшего слугу

Евлампия Епископа Вологодского.

Марта 18 дня, 1850 года.

P. S. Рукопись разделена в два особые пакета, дабы все шло вместе по легкой почте. Не благоугодно ли будет и рассмотрение рукописи разделить между г.г. членами, для возможного ускорения рассмотрения? Может быть, иное благоугодно будет самим пересмотреть. Это подсобит и цензорам; сила в том: дорого яичко к Христову дню.

Письмо 8

Если я показал нетерпение, то это было не более, как желание, не успеется ли дело по предположению. Не успелось. Содействуете однакож к неукоснению его в цензуре, хотя я пересмотрю его по своему и после цензуры.

Теперь посылаю „Лимонарь“, именно такой, какого Вы желаете, и часть долга 100 руб. вместо приветствия с Светлым праздником. После сего особого приветствия не будет. Буду приветствовать Вас мысленно, – с глубочайшим почтением и преданностию Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга

Евлампий Епископ Вологодский.

Апреля 15 дня, 1850 года.

Р. S. Вашей „Первой Седмицы“ получено, вместе с Акафистами, кажется в 1848 году, 25 экземпл. на французском языке23. Не без труда могли сбыть их. Этот присыл и очищен. Теперь присылкою „Первой Седмицы“ можно приостановиться, надобно подождать благовремения.

Правила бывшей свечной Комиссии препровождаются. Дело свечное здесь теперь шло бы успешно, не прими я эконома, который приехал из Орла, человек, кажется, знакомый. В течение 1847 и 1848 годов он причинил мне множество беспокойств и потерь по свечной части. Не менее 4 тысяч сер. свечное управление понесло от него потерь и убытка. Скоро ли это можно вознаградить? Вот почему мы тихо и катимся.

Письмо 9

И так Вы отбыли в свою Одессу. Желал Вам доброго пути: теперь желаю мирного пребывания в Вашей Одессе.

К правилам по свечному управлению препровождаю к Вам шесть форм отчетности, какие сочтены более годными для употребления, или соображения. Прочие не стоят внимания. Заведете порядок, – порядок местный укажет и свой местный образ действовала. Спрашиваете: какая польза от свечной продажи для епархии? При благоприятном течении производства свечного польза общая будет состоять в том, что свечи могут быть продаваемы для церквей по сходной цене; более частная польза для того места, которое будет заниматься свечным производством. Здесь вольнонаемному производителю продажи плачено было 200 р. сер. Может быть продажа производима чрез надежного монаха или послушника, – тогда плата будет умереннее. А распоряжающиеся свечным делом, как лица духовного звания, по усмотрению епархиального начальства будут получать и вознаграждение.

Отбыв скоро из С.-Петербурга, Вы ничего нам не сказали из того, что обещали сказать. Прося Вам от Господа здравия, долгоденствия, благопоспешенства, и испрашивая себя святительских Ваших молитв, имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою

Евлампий Епископ Вологодский.

Мая 20 дня, 1850 года.

P.S. Вчера 19 числа была память преподобного Корнилия Комельского, а я от 12-го числа гощу здесь в обители преподобного и праздновал вместо настоятеля24 память преподобного. А настоятель от 18 Апреля пишет, что он намеревается отправиться в свою обитель; говорит, что из Корсунского монастыря отправится около 30 Апреля. Теперь, как угодно: если Вы убедите его остаться у Вас, буди мир в силе Вашей; а обитель без настоятеля опустела. Казначей Лот слаб. Впрочем дела наши, по милости Божией, кажется, в тишине.

* * *

1

Преосвященный Евлампий, воспитанник 2 курса Моск. дух. академии, магистр; с 1822 г. монах; 1825, архимандрит; 1838 г. епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии; 1840 г. епископ Орловский; 1844 г. Вологодский; в 1852 г. переведен, с саном архиепископа, на кафедру Тобольской епархии. В 1856 г., по прошению, уволен на покой в Свияжский первоклассный Богородицкий монастырь Казанской епархии и здесь скончался Марта 12 дня 1862 года. Первое из предлагаемых писем его к Иннокентию писано из Орловской епархии, а все прочие из Вологды.

2

Пасха в 1843 г. была 11-го Апреля.

3

Дмитровск, уездн. город Орловской губ. в 80 верстах от г. Орла.

4

Об этом антиминсе и о других, тоже древних, антиминсах преосв. Иннокентий в одном письме своем к Гавриилу, архиепископу Рязанскому, писал, что коллекция их составлена им в Вологде.

5

Пасха была 4 Апреля.

6

Преосвященный Евлампий родом был из Пошехонского уезда Ярославской губернии.

7

„Собрание“ это, составленное преосвященным Евгением Болховитиновым, бывшим епископом Вологодским, доселе хранится в библиотеке Волог. кафедр. собора.

8

Если Владыка спрашивал соборян о содержании зырянской надписи на иконе Св. Троицы, то они действительно не могли ничего отвечать по вопросу Владыки, потому что в то время надпись эта еще не была прочитана даже и учеными зыряно-филами. См. в «Вологодских Епархиальных Ведомостях». 1871 года в № 15 статью П. Д. Шестакова: „Чтение древнейшей зырянской надписи“ и проч.

9

Степан Григорьевич Волховской, вологодский гражданский губернатор.

10

архиепископ Ириней (Иван Гаврилович Несторович)

11

Пасха была 11-го Апреля.

12

В Феврале 1848 г. последовало Высочайшее назначение Преосвященного Иннокентия на епархию Херсоно-Таврическую.

13

Василий Иванович Нордов.

14

Т. е. от управления Свечной Комиссией, которая заведывала производством и продажею церковных свеч и в которой председателем был протоиерей Нордов. В объяснение этого обстоятельства, вот два отрывка из писем о. Нордова к преосв. Иннокентию, напечатанных в Волог. Епарх. Вед. 1885 года. В одном из. них, от 12 Дек. 1845 г. он писал: „И наша Свечная Комиссия кончила свое поприще... И мое жалованье по свечной части ушло от меня... Свечное дело управляется самим Домом“. В другом отрывке от 15 Дек. 1848 г. он уведомлял: „Свечное управление Дома уже опозорило себя... Открылись важные недостатки и злоупотребления. Вот плод, который видит наш Преосвященный (Евлампий), вырвав свечное управление из моих рук“.

15

Пустоши эти доселе остаются принадлежащими собору.

16

Преосв. Евлампий называет ректора Адриана своим воспитанником вероятно потому, что во время учения Адриана в Московск. дух. академии Евлампий был в этой академии инспектором.

17

Адриан Тяжелов, старший кандидат VI курса Моск. дух. акад. Определен в 1828 году инспектором Вятской семинарии. В 1833 г. ректор Тамбовской семинарии; в 1841 г. ректор Черниг. семин.; в 1848 г. ректор Волог. семинарии; в 1849 г. уволен на покой и помещен на жительство в Александроневскую лавру; потом быль настоятелем Старицкого, Тверск. губ., монастыря. В 1868 г. назначен настоятелем Астраханского Преображенского монастыря; в 1870 г. перемещен в Волынскую епархию, но не достигши места назначения, скончался в Угрешском монастыре близ Москвы.–Бывшие воспитанники Волог. семин. 40-х годов, вероятно хорошо помнят этого ректора–чудака.

18

Афанасий Борисович, из воспитанников и профессоров Киевск. дух. академии, назначен ректором Волог. семинарии в 1841 году (в один год с прибытием в Вологду преосвященного Иннокентия); в 1846 г. переведен в ректоры Черниговской семинарии и там в 1847 году скончался от холеры.

19

Чрез пробитие двух арок в стене, отделявшей холодную церковь от теплой.

20

Профессор Московской дух. академии, протоиерей Петр Спиридонович Делицын, ревизовавший Вологодскую семинарию в 1848 году дважды, сперва в Июле, а потом в Сентябре. Следствием этой ревизии было увольнение ректора Адриана в Марте 1849 года от должности ректора и от настоятельства в Спасоприлуцком монастыре.

21

„Ваши аввы“: так названы ниже упоминаемые игумены Арсений, настоятель Корнильево-Комельского монастыря и Палладий, настоятель Арсениево-Комельского монастыря, потому, что они поступили в Вологодскую епархии в один год с прибытием в Вологду Преосв. Иннокентия, и по его приглашению.

22

Буде не окажется препятствие со стороны сочинения; что будет препятствовать в сочинении, то, по Вашему усмотрению, благоволите устранить. Примеч. автора.

23

Перевод „Первой седмицы“ на французский язык сделан быль в 1845 году известным Александром Скарлатовичем Стурдзою, который впоследствии перевел эту седмицу и на греческий язык.

24

Настоятель Корнилиева монастыря игумен Арсений, о котором выше в письме 6-м говорится, что он зимою 1849 года был тяжко нездоров, теперь находился в Киевской епархии, в тамошнем Корсунском монастырь, где проживал, быть может, для поправления своего здоровья.


Источник: Вологодские Епархиальные Ведомости № 1, № 2.1-15 Января 1890 г., Прибавления (Отд. неофиц.), № 1. стр. 10-16; № 2. стр. 32-40

Комментарии для сайта Cackle