Слово в день Пасхи
Настоящий праздник, очевидно, есть самый радостный. Что делает его таким? Радость о Воскресении Спасителя нашего? Да, по этой причине ближе всего надлежало бы нам радоваться в настоящий день. Ибо, не для нас ли и страдал Господь наш! Как же нам не радоваться, когда сии страдания кончились, и кончились с таким торжеством, каково воскресение из мертвых! Но мне кажется, эта причина если и радует нас, то не столько, как другая, именно та, что Воскресение Господа служит залогом нашего воскресения, что в примере Его, восстающего из гроба, мы видим, как можем восстать из гробов наших и мы сами. Хотя сия последняя радость явно не так чиста, как первая, ибо отзывается своею выгодой, но она не противна Воскресшему Господу, ни цели Воскресения Его. Ибо Он как страдал для нас, так и воскрес для нас же. Посему, вместо того, чтобы осуждать и умалять ее, мы хотим способствовать ей и, если можно, увеличить и распространить ее.
Не правда ли, что если бы эту радость распространить из одного дня или недели на всю жизнь, то жизнь наша через сие получила бы совсем другой вид, мы сделались бы бодрее в духе, мужественнее переносили бы искушения, и особенно благодушнее были бы среди болезней и не с таким унынием сходили во гроб? Что же мешает нам сделать это? Невозможно? Но пример людей, кои радовались радости Воскресения Христова всю жизнь свою, показывает, что это совершенно возможно. Посмотрите, например, на святого Иова: он на гноище, покрытый ранами, благословляет имя Господне. Откуда это благодушие в такой беде и искушении, где мы не знали бы что делать, или начали бы проклинать день своего рождения? От радости о воскресении. «Вем, – говорит Иов, – яко присносущен есть, иже имат искупити мя и воскресити кожу мою, терпящую сия»(Иов.19:25–26). Взгляните еще на святого Павла. »Радуюся, – говорит он, – во страданиях моих» (Кол. 1:24). Что делало для него сладкими эти страдания, кои, заметим мимоходом, так иногда были велики, что он не чаял уже жить? – Надежда воскресения. «Вем», – говорит он, – «емуже веровах, и известихся, яко силен есть предание мое сохранити в день он» (2Тим. 1:12).
Хотите ли еще видеть радость и веселие среди самых лютых мучений, среди пылающих костров, в челюстях львов и тигров, под секирой палача? Вспомните мучеников, не одного, не двух, а целых тем.
Что соделывало для них смерть нестрашной, самые муки удоботерпимыми? Радость о воскресении. «Вы отнимаете, – говорили они мучителям, -у нас тело бренное, которое и бе? того соделается семенем могилы, а нас ожидает тело нетленное; вы лишаете нас мира, а мы идем к нашему Христу и Спасителю. Подобно Ему страждем, подобно Ему и прославимся. Он не остался во гробе, не оставит и нас, кои идем на смерть за имя Его».
После сего нечего сомневаться в том, что радость воскресения можно распространить на всю жизнь; остается только поискать способа, как сделать это.
Конечно, не одними словами, как бы они ни были красноречивы; конечно, не одними праздничными одеждами; конечно, не одним присутствием в храме, хотя бы и частым; конечно, не одной исповедью пред праздником и говением, хотя бы и усердным. Кто хочет радоваться радостью воскресения всю жизнь, а не один день или неделю, тому надобно и позаботиться о сем не день или неделю, а более.
Что же именно нужно для сего здесь? – Требуется то же, что нужно и для того, чтобы быть истинным христианином. Что нужно для сего? Нужно «отложить дела темные», нужно «облещись во оружие света» (Рим. 13:12).
В ком совершилось или, по крайней мере, совершается это духовное воскресение, как это было в святых Божиих человеках, тот уже не может не чувствовать своего воскресения, а искренно чувствуя его, не может не радоваться непрестанно.
С тем, сретится ли в жизни счастье, – он не ослепится, не увлечется им, ибо внутри его стократ более и лучше, нежели что он видит вокруг себя. Его сердце не прилеплено к тленным благам, ибо он предвкушает уже блага высшие. Встретит ли его несчастье, – он не падет духом, ибо внутри его Тот, кто крепче всего мира. Велика вещь, скажет он, перетерпеть земное уничижение, бедность, когда меня ожидает вечная радость и слава. Посетит ли его болезнь, – он не содрогнется, ибо это попутный ветер в Отечество. Встретит ли самая смерть, – он не будет убегать ее, ибо это дверь в дом радости.
(Не закончено).