Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 ГГ.
После 1 мая 1917 года, когда стараниями обер-прокурора Синода В. Н. Львова епископ Феодор (Поздеевский) был освобожден от должности ректора МДА256, архимандриту Илариону пришлось взять на себя временное исполнение обязанностей ректора академии. 10 сентября 1917 года на место ректора был избран профессор А. П. Орлов257, который того же года «5 октября рукоположен в диакона, 8-го – во священника, и 9-го возведен в сан протоиерея»258. Архимандрит Иларион, освобожденный теперь от ректорских обязанностей, подает прошение об увольнении, поскольку должность инспектора упразднена, а введенная вместо нее должность помощника ректора стала выборной259. 17 октября 1917 года указом Святейшего Синода он освобождается от занимаемой должности, а 29 октября того же года «почти единогласным избранием» Совета академии становится помощником ректора МДА, то есть – тем же инспектором.260
Основная деятельность архимандрита Илариона (Троицкого) в 1917 году связана с его участием в Поместном Соборе и с подготовкой к нему, а главной задачей этой деятельности являлись выборы патриарха. Вопрос о выборах патриарха вызывал в то время достаточно активное противодействие, в основном, со стороны духовенства и мирян, примкнувших впоследствии к обновленческому расколу. В июне 1917 года «на Московском съезде духовенства и мирян не был допущен доклад архимандрита Илариона по этому вопросу»261.
Священный Собор Православной Российской Церкви открылся в Москве 15 августа на праздник Успения Божией Матери. Архимандрит Иларион (Троицкий) был избран в члены Собора от Московской духовной академии вместе с профессором И. В. Поповым и протоиереем Д. В. Рождественским262. До этого архимандрит Иларион был избран заместителем делегата (профессора И. В. Попова) от МДА в Предсоборный Совет, но не смог принять участие в его работе по причине занятости организацией монашеских съездов.263
Архимандрит Иларион, может быть, не самый активный, но постоянный и деятельный участник Собора. Мы находим его участвующим в организационной работе Собора. Он наблюдает за голосованием264, участвует в подсчете голосов265, зачитывает проект обращения патриарха и Собора к Совету народных депутатов266.
Выступления отца Илариона вызывают живой отклик членов Собора и отличаются лаконичностью, конкретностью, церковностью отстаиваемой позиции. Круг вопросов, в обсуждении которых принимал участие архимандрит Иларион, определялся сферой его интересов. Это темы церковного управления и церковной жизни, связанные с вопросами о единстве и границах Церкви. Кроме того, он участвует в полемике по вопросам духовной школы и отношений с новой властью.
Архимандрит Иларион предлагает охарактеризовать большевистскую социализацию церковного имущества как «кощунственное насилие»267, и поэтому в заявлении к СНК Собор обязан «заявить, что храмы и святыни наши не могут быть социализированы». При этом отец Иларион осознает, что такого рода декларация не повлияет на отношение советских властей к Русской Церкви и ее собственности: «Такое наше заявление, конечно, советского правительства не переубедит, и социализация храмов и святынь, вероятно, будет производиться и помимо нашей воли»268.
Как помощник ректора МДА, архимандрит Иларион не мог быть равнодушен к вопросам духовного образования, поднимаемым на Соборе. Мы видим его участвующим в обмене мнениями по докладу Отдела о духовно-учебных заведениях «О типе и управлении учебно-духовных заведений»269. После доклада Отдела о монастырях и монашествующих отец Иларион предлагает поправку, узаконивающую, чтобы ученый инок оставался на академической службе в течение двадцати лет. Поправка вызвала сочувствие некоторых членов Собора, в частности, епископа Анатолия Чистопольского и профессора И. В. Попова, но была отклонена270.
Отклонена также предложенная архимандритом Иларионом поправка о недопустимости выборов в епископский сан сразу из мирян271. Не был согласен о. Иларион и с возведением в закон принципа выборности при замещении настоятелей монастырей: «Это не избрание, а игра в выборы»272. Но, вероятно, веяния времени не позволили Собору принять его доводы273.
Больший успех у членов Собора имели рассуждения архимандрита Илариона о недопустимости создания внутри Русской Церкви параллельной единоверческой иерархии, таящей в себе возможность нового раскола274. Епископ Серафим Челябинский определил ответ архимандрита Илариона на аргументы единоверцев как «мудрый»275. В постановлении Собора был принят компромиссный вариант, согласно которому допускалось избрание викарного единоверческого епископа276.
Архимандрит Иларион принимает участие и в обсуждении вопроса автономии Украинской Церкви, отстаивая согласный с канонами принцип соответствия церковного и государственного административного деления277.
Обсуждение на Соборе поводов к расторжению брака естественным образом вылилось в богословский диспут о границах Церкви. Позиция архимандрита Илариона по этому вопросу неизменна: «Разделение на иноверие и инославие неприемлемо и различить степени отпадения невозможно... Нужно здесь говорить об отпадении от Церкви, с внешним отпадением соединяется и внутреннее разъединение с Церковью»278.
* * *
[Попов И. В.] Живая жизнь: I. В академии // Богословский вестник. 1917. № 6/7. С. 120 (1-я пагин.)
Его же. Живая жизнь: III. В академии // Богословский вестник. 1917. № 8/9. С. 280 (2-я пагин.).
Его же. Живая жизнь: П. В академии // Богословский вестник. 1917. № 10/11/12. С. 434 (2-я пагин.)
Его же. Живая жизнь: I. В академии // Богословский вестник. 1917. № 6/7. С. 121 (1-я пагин.).
Его же. Живая жизнь: П. В академии // Богословский вестник. 1917. № 10/11/12. С. 434 (2-я пагин.).
Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Т. 1: Кн. I, вып. 3: Деяния VI-XVI. Репр. изд. – М.: Новоспасский мон-рь, 1994. С. 140.
Деяния Священного Собора... Т. 2. Деяния XVII-XXX. С. 7–8.
Деяния Священного Собора... Т. 1: Кн. I, вып. I: Предисловие, документы и материалы к созыву и деятельности Предсоборного Совета и Собора. С. 9.
Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Репр. изд. Т. 5. – М.: Новоспасский мон-рь. 1996. С. 367.
Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Т. 1: Кн. I, вып. 2: Деяния I-V. С. 71; Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 5. С. 23, 367.
Деяния Священного Собора... Деяния 152–170. – М.: ГАРФ, Новоспасский мон-рь. 2000. Т. 11. С.119–120.
Там же, С. 130.
Там же, С. 129.
Деяния Священного Собора... Деяния 118–136. Т. 9. С. 100.
Деяния Священного Собора... Деяния 137–151. Т. 10. С. 85–86, 89–90.
Деяния Священного Собора... Т. 6: Кн. VI: Деяния LXVI-LXXVII. С. 96, 109, 114.
Деяния Священного Собора... Деяния 118–136. Т. 9. С. 259.
Там же. С. 251–259.
Деяния Священного Собора... Т. 6: Кн. VII, вып. I: Деяния LXXVIII-LXXXII. Т. 6. С. 44–46, 94–96.
Там же. С. 130.
Там же. С. 134–135.
Деяния Священного Собора... Деяния 152–170. Т. 11. С. 168–169, 181, 183.
Деяния Священного Собора... Деяния 102–117. – М.: ГАРФ, Новоспасский мон-рь, 1999. Т. 8. С. 109.