А.А. Горбачев

Источник

«Письма о западЕ»

Тогда же, в 1915 году, издаются «Письма о Западе». Это воспоминания архимандрита Илариона о его поездке по Европе в 1912 году. Казалось бы, путешествие по развитым европейским государствам, городам – центрам мировой культуры и промышленности – не великий повод для размышлений на духовные темы. Но архимандрит Иларион верен себе и все события внешней жизни рассматривает с точки зрения своей традиционной тематики, то есть – в связи с вопросом о Церкви.

Письма – не академическая работа, а поэтому особенно хорошо передают характер отца Илариона, живой и непосредственный. Явно, что его экклезиологические взгляды не являются следствием незнания Запада и еще менее – бесчувствия к культуре и искусству или неприязни к людям, в частности – к иностранцам. Его притягивает величественная гармония Кельнского собора (перед отъездом он приходит прощаться с собором), восхищает выслушанная в органном исполнении музыкальная пьеса «Sturm» («Буря»), впечатляет красота европейской природы, а расцвеченный искусственной иллюминацией Рейнский водопад он оценивает как незабываемое зрелище. Созерцание рафаэлевского полотна «Сикстинская Мадонна» стало одним из сильнейших эстетических впечатлений и душевных переживаний его жизни. Перед этой картиной Владимир Троицкий, по собственному признанию, «переживал не умиление» даже, «а какое-то тихое самоуглубление или восхищение»231. Свое неприятие католицизма и иных западных конфессий пламенный апологет Церкви отнюдь не переносит на личности, принадлежащие к этим конфессиям. На рейнском пароходе он проявляет инициативу и знакомится с католическим сельским священником, которого о многом с интересом расспрашивает и с которым даже («прости, Господи!») вместе обедает232.

Тем не менее его богословская позиция после непосредственного знакомства с западноевропейскими жизнью, культурой и религиозностью не только принципиально не меняется, но – утверждается, получает, благодаря ближайшему знакомству с лагерем идейных противников, большую глубину.

Рассматривая все в духовном плане, архимандрит Иларион находит, что в готике Кельнского собора материализованы «рабская боязнь и сентиментальная мечтательность»233, протестантское служение бедно, скучно и безжизненно, перед «Сикстинской Мадонной» невозможно, неловко молиться, и вообще «в западном христианстве (если можно о таком говорить) рабский дух»234. Православие же – «вера не рабов, но свободных, не наемников, но сыновей»235.

Православность – существенное свойство русского человека. «В Галиции, например, „русский» значит православный»236, принадлежащий Церкви, вне которой – лишь видимость жизни. А потому Россия, хоть и «бедна... внешними эффектами, но богата внутренними красотами духа!»237

Главное положительное значение войны и состоит в возможности отрезвления, возвращения к этим богатствам, в отказе от привычного уже для многих каждения западным божкам и кумирам, в условиях, заставляющих невольно приглядеться, понять величие русского, не отделимого от православия духа, с одной стороны, и с другой – тупиковость, разрушительность западноевропейской, в частности, немецкой культуры, для которой жестокости войны являются не случайным, чуждым элементом, но естественной ее частью. Это результат многовекового пребывания вне Церкви Христовой, чрезвычайно исказившего и сам образ отношения человека к Богу, и понимание смысла евангельского спасения. Для западных христиан спасение заключается в «освобождении от наказания за оскорбление грехом правды Божией», а вся духовная жизнь «обращается в какую-то бессмысленную торговую сделку с Господом Богом». Западным рассуждениям о грехе и спасении архимандрит Иларион противопоставляет православную точку зрения, когда в основу спасения полагается «идея обновления естества человеческого, идея его обожения чрез воплощение Сына Божия», а грех понимается, прежде всего, как «болезнь, тление природы, которое внутренне связано со страданием, тогда как освобождение от греха, от тления дает блаженство»238.

Эта разница в понимании смысла спасения православными и инославными для отца Илариона важна не менее, чем разница в догматах, но делает нашу разъединенность более явной, ведь «Церковь едина, и католики», как и протестанты, для него «не Церковь, а следовательно, и не христиане, ибо христианства нет без Церкви»239.

* * *

231

Иларион (Троицкий), сщмч. Письма о Западе // Он же. Без Церкви нет спасения. С. 545.

232

Там же. С. 536.

233

Там же. С. 483.

234

Там же. С. 502.

235

Там же. С. 531.

236

Там же. С. 470.

237

Там же. С. 531.

238

Там же. С. 498–499.

239

Там же. С. 469.


Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона / А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle