Монашество и брак
Возможно, эта тревога побудила его издать в 1915 году работу «Единство идеала Христова», в которой он опровергает возникшую на Западе теорию о разделении учения Христова на общеобязательные заповеди и частные советы. Исполнив последние, христианин якобы обретает «сверхдолжные заслуги». Церковь же смотрит на заповеди Христовы, в том числе и на заповедь совершенства, как на общую для всех христиан, для всех членов единой Церкви, имеющих и единые цели. Все призваны к обожению, но все призваны и к подвигу. Это касается и монахов, и мирян. Единственное отличие монахов от мирян – безбрачие, но отличие это скорее бытовое, чем нравственное. Монахи имеют возможность уделять больше времени и внимания своей духовной жизни, а потому и успехи их более явны. Монашество не является магическим ритуалом, гарантирующим спасение. «Безбрачие лишь один из путей жизни наряду с путем брачным», так как, по слову апостола, каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1Кор. 7, 7). «Оба эти пути сами по себе не делают человека святым или грешным. Унижать в нравственном смысле один путь перед другим – крайне не умно. Каждый избирает тот путь, который он считает для себя более удобным»230.
Пребывание, участие в жизни Церкви – вот необходимое условие спасения и преображения, а формы, в которых они совершаются, – вопрос вторичный, частный, зависящий от различных обстоятельств.
* * *
Иларион (Троицкий), сщмч. Единство идеала Христова // Он же. Без Церкви нет спасения. С.242.