Защита ученого монашества
Как было кратко замечено выше, в 1915 году архимандриту Илариону пришлось встать на защиту ученого монашества, на которое думское духовенство в известной «Записке», напечатанной в том же году, возложило главную вину за недостатки духовной школы. В «Записке думского духовенства» заявлялось, что «можно указать на сотни случаев, когда монах, почти только что сошедший со студенческой скамьи, в 25–26 лет назначается смотрителем училища или инспектором семинарии»228. Хотя тенденция преимущественного назначения монахов на начальственные должности имела место в духовных учебных заведениях, но, во-первых, эта тенденция представляется вполне естественной, а во-вторых, гипербола «записки» («сотни случаев») вскрывает нередкую неприязнь белого духовенства к монашеству, которая в полной мере проявилась позже в обновленческом расколе. Архимандрит Иларион посчитал своим долгом разоблачить ложное заявление и привел статистические данные по административному составу семинарий и духовных училищ, согласно которым на должностных постах семинарий и училищ к 1915 году находилось всего 50 монахов, что составляло менее 10% от общего числа административных работников упомянутых учреждений. А, к примеру, среди инспекторов семинарий числилось 7 монахов, 7 священников и 45 светских лиц229.
Отмеченная неприязнь была одним из симптомов духовной болезни русского общества и не могла не тревожить отца Илариона, всегда чутко относившегося к такого рода недугам соотечественников, большинство которых являлись членами столь любимой и ценимой им Церкви.
* * *
Цит. по: В. В-в [Виноградов В. П.]. Из хроники церковно-общественной жизни // Христианин: Журнал церковно-общественной жизни, науки и лит-ры. – Сергиев Посад. 1915. № 9. С. 189.
А. И. [Архимандрит Иларион]. Небольшое примечание к «записке думского духовенства» // Там же. С. 385.