Христианства нет без Церкви
Война, в том числе на богословском фронте, продолжается, и в 1915 году выходит в печать работа, название которой звучит как девиз всей жизни владыки Илариона: «Христианства нет без Церкви». Здесь он сконцентрировал основные мысли о Церкви, высказанные в его предыдущих работах.
Дух Святой соединяет верных любовью в теле Христовом по образу единства Пресвятой Троицы226. Церковь – единый богочеловеческий организм. К нему можно или принадлежать, являясь его органической частью, или быть ему чуждым, хотя и очень похожим на него. Учение это автор подтверждает, как и обычно, множеством святоотеческих высказываний, показывая, что Церковь всегда смотрела на себя именно так. Если же современный мир думает иначе, то истина остается незыблемой, но мир пожинает горькие плоды своих заблуждений, так как, какова бы ни была причина отступления от Церкви, результат один – смерть.
В наиболее сжатом виде эту истину архимандрит Иларион находит у святителя Иоанна Златоуста в толкованиях его на учение о Церкви апостола Павла, изложенное в Послании к Ефесянам: «В самом деле, если бы случилось руке отделиться от тела, дух, истекающий из головного мозга, ища продолжения и не находя ее там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей. То же бывает и здесь, если мы не связаны между собой любовью. Итак, если мы хотим получить Духа от Главы, будем в союзе друг с другом. Есть два рода отделения от Церкви: один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда осмеливаемся совершать что-нибудь недостойное по отношению к этому телу Церкви. В этом и другом случае мы отделяемся от целого»227.
* * *
Об этом также см. работы архимандрита Илари-она «Триединство Божества и единство человечества» (1912), «Церковь как союз любви» (1914).
Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. С. 25.