Церковь и Боговоплощение
Работа «Краеугольный камень Церкви», опубликованная также в 1914 году, направлена по большей части против рационалистического сознания, проникающего в школьное богословие, которое подпадает «упреку св. Иринея Лионского , упреку в маловерии, потому что оно не ставит во главу угла истины воплощения Сына Божия, и этой истины не соединяет с истиной Церкви, как это должно быть по слову Самого Господа»199.
Рассматривая смысл, который видели святые отцы в исповедании апостола Петра и в ответе Спасителя (см. Мф. 16, 15–19), архимандрит Иларион показывает непосредственную связь Воплощения Сына Божия и основания Церкви. Само Воплощение Христово, Сам Бог воплотившийся есть основание, «краеугольный камень Церкви», и, прежде всего, именно на этом факте основываются надежда и возможность наших спасения и обожения. Косвенно автор указывает, что не в примате папы главный принцип единства Церкви, но в единении тела Христова со своей Главой.
Таким образом, «начало спасения человеческого естества и основания Церкви», которое непосредственно с ним связано, положено не учением, не нравственным примером Иисуса Христа, но – «самим фактом воплощения и вочеловечения второй Ипостаси Пресвятой Троицы»200. Тема Боговоплощения в экклезиологии архиепископа Илариона относится к основным. Ей посвящены также работы «Воплощение и Церковь», «Вифлеем и Голгофа» и другие.
Как мы видим, опровержению заблуждений католицизма, протестантизма и гуманизма, этих трех рационалистических направлений внецерковной религиозной жизни, архимандрит Иларион уделяет особое внимание, как имевших наибольшее влияние на взгляды его современников.
* * *
Иларион (Троицкий), сщмч. Краеугольный камень Церкви // Он же. Без Церкви нет спасения. С. 451.
Там же, С. 452.