А.А. Горбачев

Источник

Православие и протестантизм

В работе «Священное Писание и Церковь» отец Иларион расширяет мысли о соотношении Священного Писания и Церкви, знакомые нам по его пробной лекции 1911 года, и вскрывает необоснованность одного из основных принципов протестантизма– «только Писание».

В работах архимандрита Илариона протестантство выглядит еще печальней, чем католичество. Здесь чуждость Церкви переходит уже в соработничество диаволу, как это выразил автор словами преподобного Викентия Лиринского: «Когда увидим, что некоторые приводят изречения пророческие и апостольские в опровержение вселенской веры (равно говорят о противоречии между Церковью и Священным Писанием), мы не должны сомневаться в том, что устами их говорит диавол»193.

Антипротестантскую полемику автор строит на следующих мыслях: «Христос не писал... Он и приходил на землю вовсе не затем, чтобы писать... Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета не было. Очевидно, книги Священного Писания не составляют сущности христианства, потому что самое христианство не есть учение, а есть новая жизнь, создаваемая в человечестве Духом Святым на основе воплощения Сына Божия. А потому не будет дерзостью сказать, что не Священным Писанием, как книгой, спасается человек, а благодатию Духа Святого, живущего в Церкви... Благодатная сила Духа Святого действует в Церкви многоразлично: в таинствах и священнодействиях Церкви, в общей молитве и общей любви, в церковных служениях; как богодухновенное Слово Божие действует она и через книги Священного Писания».194

Здесь становится особенно ясно, что для архимандрита Илариона учение о Церкви есть не столько раздел богословия, сколько первичный принцип, квинтэссенция, необходимейшее условие богословия, поскольку Церковь – это организм богочеловеческий, в котором человек, созданный по образу Божию, восстанавливая природное единство, уподобляется Святой Троице и становится богом по благодати. Церковь, как полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23), раскрывается не только как хранительница Откровения, Священного Предания, но и как само Священное Предание, потому что основана и передана нам Сыном Божиим, и – как само Откровение, потому что только в ней и через нее Бог открывается нам в Своих благодатных энергиях.

Понимание этого значения учения о Церкви для владыки Илариона открывает основы его непоколебимой твердости в бушующем море расколов во времена большевистских гонений на Церковь.

Священное Писание же по архимандриту Илариону «есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви как одно из проявлений ее жизни»195. Такой взгляд на Священное Писание близок воззрениям преподобного Силуана Афонского, которые восприняты современным православным богословием. «Предание, – писал старец Силуан, – объемлет собой всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его».196

В отношении же протестантизма автор делает следующий вывод: «Внецерковное отношение к Писанию неизбежно приводит к абсурду и потере Самого Священного Писания», так как делает невозможным критерии истинности 1) толкования, 2) апостольской передачи учения Христова, 3) выбора канона священных книг197. Из этого выводится уже знакомое нам заключение: «Вне Церкви Священного Писания и нет, и быть не может»198.

* * *

193

Иларион (Троицкий), сщмч. Священное Писание и Церковь //Он же. Без Церкви нет спасения. С. 26.

194

Там же. С. 7–9.

195

Там же. С. 50.

196

Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан: Жизнь и поучения. – М.: Православная община, 1991. С. 81.

197

Иларион (Троицкий), сщмч. Священное Писание и Церковь //Он же. Без Церкви нет спасения. С. 49.

198

Там же. С. 50.


Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона / А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle