Православие и католичество
В работе «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве» он делает попытку показать отличие католичества от Церкви не на основе разногласий догматического характера, для многих непонятных, а в самой жизни. Для этого отец Иларион избирает путь сравнения отношения к покаянию и самого характера покаяния в римо-католической и православной традициях, поскольку «покаяние – сущность христианской жизни»190. Для этой цели архимандрит Иларион производит сравнительный анализ восточных и западных дисциплинарных правил, касающихся покаяния, от древних до современных, что приводит его к следующему выводу: «В православной Церкви покаяние – врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжелых и гнетущих совесть греховных недугов.
В католичестве покаяние – судилище, из которого обвиненные и приговоренные к тяжелым наказаниям преступники выходят мрачные и подавленные беспощадностью правосудия. Хорошо еще, что от наказания можно откупиться; иначе нет надежды на спасение, потому что вполне удовлетворить разгневанного Господина невозможно»191.
Этот печальный вывод, представляющий западное отношение к Богу как к неумолимому Судии, удовлетворяющемуся лишь карательными мерами, ставит католичество на ступень низшую, чем та, на которой находилось общество ветхозаветное, знакомое с понятием о Божиим милосердии. Поэтому вывод автора о том, что «католичество... не дает человеку подняться выше первой ступени – рабства... а Церковь возводит своего члена на ступень сына», представляется слишком мягким в отношении к католичеству, так как «раб Божий» – это положительная характеристика, хотя и говорит о несовершенстве.
Впрочем, в заключении работы автор поясняет, что католическое «рабство» остается вне Церкви, «отступив от которой, Западная Европа потеряла просвещающую всякого человека благодать Божественного Духа». Между тем как раньше, так и теперь «Церковь – столп и утверждение истины, а вне ее одно земное мудрование, часто враждующее против мысли Божественной»192.
* * *
Там же. С. 142.
Там же. С. 209.
Там же. С. 210.