Речь по молебствии при освящении дома Войсковых присутственных мест в Новочеркасске 23-го июля 1844 года
Достопочтенное Собрание Воинов-граждан!
После Дома Божия, се место, где наиболее подобает быть святыне. Оно самым устройством своим подобно Дому Божию. Там есть место Таинств с престолом Господним – св. Алтарь; есть место собрания служащих Богу – церковь; и есть место пред входом туда – притвор. Так здесь – святилище, святилище правосудия, где стоит престол с знамением присутствия Царя; место собрания, где производятся дела службы Царской, и преддверие для приходящих в суд. Во святилище сем совершаются дела о благоденствии всех и каждого из прибегающих к Престолу Цареву здесь; здесь о имени Великого Государя нашего совершаются тайнодействия земные, общественные, касательно жизни настоящей. И так, если Дому Божию, по слову Пророка-Царя, подобает святыня в долготу дний; то после него, и после Дома Царя, прежде всех и особенно – дому сему. Господь Бог, – можем сказать сегодня Словом Его Самого, – уял от святыни храма Своего и торжественно даровал дому сему благодать священия. Здесь, подлинно, и Божий суд, как говорить Слово Божие: дела суда должны быть святы, как дела Промысла, благодетельны, как любовь Отца небесного.
Вам, Достопочтенные Судии, предоставлено святилище в дому семь: вы – таинники Царя, служители и строители милостей Его здесь! В вас самих, в вашей совести поставлен престол Верховного Судии всех Бога, поставлен тогда, как и самая совесть ваша освящалась действием св. Веры, присягою, при вступлении вашем в служение здесь. От вас будут исходить судьбы для всего нашего края. Слава для вас особливая, счастье для всех нас общее, когда исходит от вас правда и судьба, исправление, как сказал Царепророк, исправление престола Царева! Призвав ныне общею нашею Верою, по молитвам св. Церкви, благословение Божие на дом сей, мы просим Бога, да святы будут все дела служения вашего, да святится в вас и чрез вас в пределах благословенного Дона имя Отца нашего небесного, да благословится везде имя Отца отечества нашего, Великого Государя, да будет хвально и ваше имя между всеми слышащими об вас! Не место, говорит народное присловие, просвещает или возносит, делает известным человека, а человек место: но здесь и то и другое святят и святятся вместе, так как и всяк из вас и место сие посвящены Царю на служение общественное. Делаете здесь вы; но дела идут от имени места, или паче с Августейшим именем Самодержца, Домовладыки дома сего. Дом самою наружностью служит украшением нашему жительству, невольно обращает на себя внимание путника и странника: но вся слава внутр, в правосудном и скором течении дел, входящих сюда и исходящих отсюда. Да благословит Господь, пожелаем псаломски, вхождение сие и исхождение: вхождение и исхождение ваше, вхождение и исхождение дел, вхождение и исхождение всех и каждого!