Источник

ДЕЛАНИЕ (См. также ПОДВИГ, ПУТЬ, ТРУД, КЕЛИЯ)

Святые отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва. I, 164.

Всякое духовное делание, будучи собственно даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему: потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения. I, 197.

Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. I, 203.

Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой. I, 207.

Отцы... говорят следующее: «Хотя и имеются другие пути и роды жительства... благие

делания, руководствующие ко спасению хотя имеются подвиги и упражнения, вводящие в состояние раба и наемник но путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее... всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу». I, 210.

В общежитиях Пахомия Великого... каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами, под руководством старца, в течение трех лет. Телесными трудами, частыми наставлениями старца, ежедневною исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная чистота. I, 227.

«Выписки из “Цветника” священноинока Дорофея [русского]». См. I, 262–263,444–449.

Для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... Такое начинание – начинание гордостное, безумное! I, 271–272.

Проснувшись направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтобы оно было совершено со вниманием. I, 298.

После молитвенного правила опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. I, 298–299.

Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. I, 299.

Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человеком на дела дневного поприща, внимая, чтобы во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия. I, 299.

Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. I, 299.

Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди... стараются выказывать себя праведниками... Самоукорение есть насилие падшему естеству. I, 820.

Деятельность – необходимый путь к бдительности над собою, и этот путь предписывается святыми отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе. I, 375.

Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые, в удалении от знакомства вне и внутри монастыря, возделали себя чтением Писания и святых отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделания, там – бесплодие. I, 564.

Кто углубляется постоянно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разумение молитвою; кто направляет по евангельским заповедям все дела свои, все сокровенные движения души: тот непременно соделывается причастником живущего в них Святого Духа. II, 8.

Существенное делание монаха – молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы. II, 148.

Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во едино делание. Умное делание... просто, нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере; но мы сделались... сложными. Мы хотим быть умными, хотим оживлять свое «я», не терпим самоотвержения, не хотим действовать верою. II, 256.

Внутреннее делание, в соединении с болезнию сердца, приносит чистоту, а чистота – истинное безмолвие сердца; таким безмолвием доставляется смирение, а смирение соделывает человека жилищем Божиим. II, 291.

Должно избирать из них [книг] никак не возвышеннейшие, но наиболее близкие к нашему состоянию, излагающие делание, нам свойственное. II, 292.

Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере. II, 293.

Ничтожное, незаметное упование на что-либо, вне Бога, может остановить ход преуспеяния, в котором и вождь, и ноги, и крылья – вера в Бога. II, 297.

Даже благонамеренные иноки, но проводящие жительство наружное и не имеющие понятия о жительстве духовном, соблазняются на духовных делателей, находят их поведение странным, осуждают и злословят их. II, 301.

Жительство по евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым Промыслом Божиим. II, 309.

Все препятствия к преуспеянию духовному – в нас, в одних нас! Если же что извне действует, как препятствие: то это только служит обличением нашего немощного произволения, нашего двоедушия, нашего повреждения грехом. II, 311.

Жительство по евангельским заповедям, созерцание своего падшего естества, созерцание бесконечного величия и бесконечных совершенств Божиих, сличение ничтожного, по ограниченности своей, человеческого естества с неограниченным естеством Божиим, созерцание последствий грехопадения прародителей и последствий своей собственной греховности, плач о бедствии собственном и всего человечества, терпение всех скорбных случаев, – развивает в православном христианине благодать Крещения в необъятных размерах, непостижимых и невероятных для ума человеческого в падшем его состоянии. II, 404.

Юным инокам... опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых подвигах духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели. III, 53.

Созидание души, основанное не на исполнении заповедей, но на одних подвигах, непрочно, суетно; не может оно выдержать ни скорбей от человеков, ни искушений от бесов, чуждо света, полно мрака и самообольщения. IV, 60.

Жительство по евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом: навершается это соединение Божественною благодатью и причащением всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых. IV, 134.

Нестяжавший телесного делания,» не может иметь делания душевного: второе рождается от первого, как колос от посеянного нагого пшеничного зерна. IV, 354.

Достигший служения Богу духом, оставляет наружные делания, оставляет попечения о иных способах богоугождения, или употребляет их умеренно и редко, в случаях особенной нужды. IV, 355.

Когда человек не разместит должным образом своих обязанностей, не даст каждой из них должной меры: тогда исполнение их не может иметь плодом добродетель; плодом будут согрешения и ошибки, тем более опасные, что наружное облачение их благовидно. IV, 421.

Христианам, живущим посреди мира, не должно касаться возвышенных иноческих деланий, особливо безмолвнических. IV, 453

Тот занимается как должно вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием. IV, 459.

Упражнение в добродетелях, несоответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодною. IV, 502.

Душевное делание естественно человеку, и составляет неотъемлемую принадлежность его. V, 29–31.

Тот примет меры предосторожности против фарисейства, кто при вступлении в монастырь озаботится о немедленном доставлении себе правильного душевного делания. V, 31.

Инок должен заняться со всевозможной тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия... так, чтоб... он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла, имел в памяти готовое наставление Евангелия. Ѵ40;, 32.

Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом. V, 43–44.

Новоначальный никак не может вынести одного душевного делания. V, 43.

Главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. V, 50.

В чтении отеческих писаний нужно наблюсти постепенность, и никак не читать их поспешно. V, 51.

О отшельнической жизни». См. V, 55–70.

«О жительстве в послушании у старца». См. V, 71–75.

«О жительстве по совету». См. V, 76–81.

Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига. V, 88.

Внимательной молитве с особенною удобностью можно и должно приучаться при совершении келейного правила. V, 99.

«О келейном правиле». См. V, 100.

«О поклонах». См. V, 101–103.

Подвижник, единственно по той причине, что не имеет понятия о истинном душевном делании... предается тщеславным помыслам и мечтаниям, опирающимся на его подвиге. V, 102.

«О применении келейного правила к монастырскому правилу». См.Ѵ40;, 104–106.

На новоначальных очень полезно действует чтение акафистов сладчайшему Иисусу и Божи- ей Матери. V, 106.

«О молитве Иисусовой». См. V, 107–109.

«О упражнении молитвою Иисусовою». См.Ѵ40;, 110–111.

«О непрестанной молитве». См.Ѵ40;, 112–113

«О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной». См. V, 114–117.

«О Богомыслии». См. Ѵ40;, 118–119.

Богомыслие соделается самым неправильным и душе вредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении христианском, позволит себе самовольное размышление. V, 118.

Инок должен вспоминать ежедневно, и по нескольку раз в день, о предстоящей ему, неизбежной смерти. V, 120.

Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, состояние, называемое трезвением. V, 264.

Деятельность человека, желающего стяжать славу Божию, заключается в тщательном и постоянном Богоугождении, или в последовании Господу с крестом своим на раменах. V, 288.

Одно телесное делание не может обойтись без фарисейства. V, 373.

Распятие и кровопролитие совершаются новоначальным иноком при помощи церковных таинств, при помощи тщательной исповеди всех греховных проявлений, при помощи церковных и келейных молитвословий и прочих благочестивых трудов. V, 444


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle