ОСУЖДЕНИЕ (См. также ГОРДОСТЬ, ЗЛОСЛОВИЕ, ОБЛИЧЕНИЕ, ПРЕВОЗНОШЕНИЕ, УНИЧИЖЕНИЕ)
Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих (Антоний Великий). VI, 23.
Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно, в этом – падение твое (Антоний Великий). VI, 28.
Авва Агафон, когда видел какое либо дело, и помысл побуждал его к осуждению, – говорил сам себе: Агафон! ты не сделай этого! Таким образом помысл его успокаивался (авва Агафон). VI, 60–61.
Если кто удручает себя великими подвигами, но увидев кого-либо подвергшегося грехопадению или живущего нерадиво, уничижит его: тот губит этим весь подвиг покаяния своего, уничижив ближнего, он уничижает член Христов, сам осуждает Его, не представляя суда Судии – Богу (авва Исаия). VI, 139.
Все мы находимся в земной жизни, как бы в больнице. Один недугует глазами, другой – рукою, иной – горлом, иной имеет более глубокие раны. Некоторые больные бывают уже вылечены, но болезнь возобновляется, если человек не воздержится от явств, вредных для него. Подобно этому прилежащий покаянию, осуждая или уничижая ближнего, уничтожает этим благотворное действие покаяния своего (авва Исаия). VI, 140.
Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий (авва Исаия). VI, 147.
Всякий недостаток и всякую погрешность брата, известные тебе, старайся предавать забвению, да. не отверзутся уста твои сказать о них что-либо прочей братии, потому что этим нанесешь тяжкую язву душе твоей (авва Исаия). VI, 182.
Неосуждение ближнего служит ограждением для борющихся со страстьми под руководством духовного разума. Безумно разрушает эту ограду порицающий ближнего (авва Исаия). VI, 201.
Кто судит ближнего, порицает брата, уничижает его в сердце, обличает его с гневом, говорит о нем худо при других, тот устраняет из себя милость и прочие честные добродетели, которыми обиловали святые. Таким поведением к ближнему уничтожается все достоинство подвигов и погубляются все благие плоды (авва Исаия). VI, 220.
Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием грехов своих (авва Исаия). VI, 221.
Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние (авва Исаия). VI, 236.
Если вы увидите в ближнем какой- либо соблазн даже собственными глазами или услышите о нем, – не верьте. Храните вашу мысль от дурных мнений о ближнем, зная, что приносят их демоны, чтобы отвлечь ум от зрения своих согрешений и от устремления к Богу (авва Исаия). VI, 245.
Сказал авва Моисей: умереть для ближнего значит: ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: не судите, да не судими будете. Не имей вражды ни с кем, и не питай вражды в сердце твоем, не ненавидь и того, кто враждует на ближнего своего. В этом-то и состоит мир. Утешай себя тем, что труд – кратковременен, а упокоение за него вечно, по благодати Бога Слова (авва Моисей). VI, 314.
Не осуди падшего в любодеяние, если ты чист, потому что, осуждая его, ты подобно ему, преступаешь закон. Сказавший – не прелюбодействуй – сказал также не осуждай (Изречения безымянных старцев). VI, 389.
ОТКРОВЕНИЕ ПОМЫСЛОВ (См. также ДЕЛАНИЕ, ИСПОВЕДЬ, МОНАШЕСТВО, ПОМЫСЛЫ)
Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою (Антоний Великий). VI, 22.
Не открывай помышлений своих всем, чтобы не ввести брата твоего в соблазн (Антоний Великий). VI, 31.
Никакого помысла вашего, никакой скорби, никакого пожелания, никакого подозрения на ближнего, производящих в вас смущение, не скрывайте: исповедайте их со всею искренностью авве вашему, и что услышите от него, старайтесь принимать с верою (авва Исаия). VI, 163.
Каждый помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и облегчится брань твоя. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы, как благие так и лукавые (авва Исаия). VI, 169.
Если вопрошаешь о помысле твоем, то вопроси прежде нежели исполнишь его. Спроси о нем в то самое время, как он борет тебя, будет ли то помысл о перемещении, или об обучении какому рукоделию или о вступлении в сожительство с некоторыми братиями, или разлуке с ними. Вопрошай свободно о всем этом прежде, нежели приведешь помысл в исполнение (авва Исаия). VI, 180–181.
Прежде, нежели вопросишь старцев, помолись Богу, говоря: «Господи, Боже мой! Сотвори со мною милость, и внуши отцам дать мне ответ по воле Твоей». Помолившись так, спроси отцов, что они скажут, -исполни с верою, и Бог успокоит тебя (авва Исаия). VI, 181.
Если ты немощен и преклонен к страстям, то не допускай братиям открывать тебе приходящие им страстные помыслы как бы достигшему бесстрастия, потому что такое занятие соделается гибельным для души твоей (авва Исаия). VI, 183.
Не советуйся о помыслах твоих со всеми: советуйся о них только с отцами твоими. Иначе навлечешь себе скорбь и смущение (авва Исаия). VI, 184.
Умалчиванием греховных помыслов обнаруживается искание похвал и срамной славы мира. Тот, кто открывает искренно страстные помыслы отцам своим, изгоняет из себя эти помыслы (авва Исаия). VI, 202.
Не открывай совести твоей тому, кому не извещается сердце твое (Пимен Великий). VI, 332.
Если смущают тебя скверные помыслы, не скрывай их, но тотчас сказывай духовному отцу твоему, и обличай их. Чем более скрывает человек помыслы свои, тем более они умножаются в нем, укрепляются и твердеют (Изречения безымянных старцев). VI, 375.