ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА (См. также МИРОЛЮБИЕ, МОНАШЕСТВО, ПОПЕЧИТЕЛЬ- ИОСТЬ, САМООТВЕРЖЕНИЕ, УЕДИНЕНИЕ)
Не подражай тем, которые пристрастились к наслаждению мира сего, потому что они никогда не преуспеют; но подражай тем, которые скитались в горах и пустынях ради Бога, и осенит тебя сила свыше (Антоний Великий). VI, 25.
Нищета – не что иное, как воздержание и довольство своим положением. Странничество и пустынножительство заключается в удалении от молв. Странствовать ради благочестия значит пребывать в келии (Антоний Великий). VI, 26.
Ненавидь все мирское и удаляй от себя. Будь уверен, что оно изгоняет нас от лица Божия на дальнейшее расстояние (Антоний Великий). VI, 33.
Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога, ничего нет другого в мире, то не возможет обрести спокойствия в душе своей (авва Алоний). VI, 68.
Наименованием плотского обозначается все вещественное. Любящий вещество любит преткновения и скорби. Если нам случится утратить что-либо вещественное, – утрату должно принимать с радостию и исповедывать, что она избавила нас от попечения (авва Евпрений). VI, 122.
Возненавидь все мирское и самый телесный покой: потому что они соделывают тебя врагом Божиим. Как воин, имеющий сопротивника, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, недопуская ему нежиться и расслабляться от излишнего успокоения (авва Исаия). VI, 146.
Когда ум освободится от всякого упования на суетный мир, то это служит признаком, что умер грех в душе (авва Исаия). VI, 191.
Если ты оставил все, принадлежащее суетному миру, то блюдись от беса, наводящего печаль на основании избранной тобой великой нищеты и соединенного с нею скорбного положения, исполненного лишений. Если победишься печалью, то невозможешь достичь великих добродетелей. Эти великие добродетели заключаются в том, чтобы не вменять себя, чтобы переносить благодушно укоризну и радоваться тому, что считают тебя неспособным ни к какому делу и занятию суетного мира... (авва Исаия). VI, 194–195.
Устремляй непрестанно помышления твои к Богу, и Он сохранит тебя. Не возлагай никакой надежды на преходящий мир, чтобы она не погубила тебя: уходя с земли, оставишь все принадлежащее миру, сделанное же ради Бога будет сопутствовать тебе и помогать во время нужды (авва Исаия). VI, 159.
Не связывай себя делами мира, и помысл твой будет безмолвствовать в тебе (авва Исаия). VI, 203.
Господь ущедряет почестями и наградами тех, которые подвизаются мужественно на крестном поприще земной жизни, которые свергают с себя бремя преходящего мира посредством терпения скорбей и умерщвления тела (авва Исаия). VI, 210.
Доколе имеем возможность прибегать к милосердию Божию и пользоваться богатством щедрот Божиих, доколе находимся в теле: раскаемся от всего сердца в грехах наших. Кратко поприще земной жизни. Если возложим на себя подвиг, соответствующий силам нашим: то наследуем вечную и неизглаголанную радость. Если же обратимся вспять: то уподобимся тому юноше, который вопросил Господа, что ему делать, чтобы спастись, и который ушел от Господа, опечаленный ответом Господа. Господь сказал ему: вся елика имаши продаждь и раздай нищим, и возми крест свой, и гряди по Мне. Этими словами Господь научает нас, что спасение наше состоит в отсечении воли падшего естества. Юноше представилось тягостным отдать все имущество нищим, но еще более тягостным нести крест. Предоставление имущества нищим есть частная добродетель. Она соделывает человека способным нести крест. Ношение креста заключается в отречении от всех видов греха и рождает любовь, без которой не может состояться ношение креста (авва Исаия). VI, 213–214.
Блаженны те, которые не возложили упование на дела свои, которые уразумели величие Божие и сподобились исполнять в точности волю Божию. Познав свою немощь, они сосредоточивают все подвиги свои в печаль покаяния: они оплакивают себя, ос- тавя суетную и греховную заботу о всем, совершающемся в мире, который как создание Божие, подлежит суду Единого Бога (авва Исаия). VI, 223.
Невозможно уму, связанному попечением суетного мира, служить Богу, как и Господь сказал: не можете Богу работати и мамоне. Мамоною названы все вообще суетные занятия и каждое из них в частности. Если человек не оставит их, то не возможет вступить в служение Богу (авва Исаия). VI, 225.
Невозможно возложить на себя подвига, которым отсекаются страсти, если не оставятся суетные попечения мира. Двух родов плотское мудрование содержит душу в плену. Одно из них действует на душу извне, связывая ее заботами о преуспеянии телесном посреди и по началам мира; другое действует внутри души, состоит из действия страстей, и препятствует действию добродетелей. Душа не может увидеть действия страстей внутри себя, если предварительно не отложит деятельности по началам и посреди мира. По этой причине и определил Господь, что никто не может быть учеником Его, не отвергшись вполне воли падшего естества. Телесная, наружная деятельность по указанию плотского мудрования зависит от произвола, а внутренняя деятельность зависит от внешней. Научая нас, что воля падшего естества владычествует над тою и другою деятельностию, Господь наш Иисус Христос повелел отсекать волю. Ум умерщвляется в отношении к вечной жизни, доколе душа предается попечениям и делам мира: в это время страсти, сокровенно обитающие в душе, развиваются и усиливаются свободно. Если душа окажет повиновение учению Господа Иисуса, повелевающего отсечь все греховные и плотские хотения: то она возненавидит все дела по началам мира; тогда ум возстает от земли и от сна, пребывает в состоянии бодрствования и крепости, извергая из своего дому все страсти, внимая неоскудно душе и охраняя ее, чтобы она не возвращалась вспять, в объятия врагов своих (авва Исаия). VI, 226.
Удостоившиеся милости Божией и дарований Святого Духа, смотрят на мир, как на темницу, в которой они заключены, и убегают общения с ним, как смерти. Такая душа не может полюбить мир, если б и захотела полюбить. Она помнит то состояние, в котором бедствовала прежде вступления своего в то состояние, в котором начала покоиться в Боге; она помнит, что сделал с нею мир, и то запустение, в которое привел он ее (авва Исаия). VI, 231.
Великая буря свирепствует на море житейском. Свергнем с себя все принадлежащее суетному миру и будем вопиять молитвою к Богу, чтобы не потонуть в яростных волнах этой бури. Если человек не обнажится от привязанностей мирских извне и от страстей, которыми облечена душа его внутри, то он не может спастись от потопления в волнующемся море (авва Исаия). VI, 239.
Обратись от суеты и самообольщения, обратись к истине! Обратись от греха и мира к Богу! Обратись от временного к вечному! Отвергни все пустные занятия и наслаждения, приступи к слову Божию, держись этого спасительного, животворящего слова; Оно просветит тебя и будет руководствовать к вечному блаженству (Тихон Воронежский). VI, 361.
Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом: будь посреди этого мира, как странник и пришлец (Тихон Воронежский). VI, 361–362.
Отрекшиеся от мира хотя и азбуки не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все писание знают, но ищут в мире сем прославиться... (Тихон Воронежский). VI, 362–363.
[Примечание святителя Игнатия:] По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. VI, 548.
[Примечание святителя Игнатия:] В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине. Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностью как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которым отличается эта живопись, – положение древнего монашества, будучи отдалено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание отделенное от взоров густым туманом. От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями». Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие однеми силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, научи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство». Убойся лице- мерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно -в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения пред очами Бога, -и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ним Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям. VI, 548–549.