НЕРАДЕНИЕ (См. также ЗАБВЕНИЕ, МАЛОДУШИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, СТРАСТИ, УНЫНИЕ)
Как развалина, находящаяся вне города, служит к складу всех смрадных нечистот: так душа ленивого и слабого в исполнении монашеских постановлений соделывается вместилищем всех страстей и всякого зловония (Антоний Великий). VI, 23–24.
Молитва, совершаемая с небрежением и леностию – празднословие (Антоний Великий). VI, 27.
Охраняйся от лености: она истребляет весь плод трудов монаха (авва Исаия). VI, 170.
В том, кто расслаблен по жительству, гнездятся все страсти по причине праздности сердца его и потому, что он не видит грехов своих (авва Исаия). VI, 178.
Любовью к Богу изгоняется леность: рождается она там, где отсутствует страх Божий (авва Исаия). VI, 202
Частою молитвою истребляется пленение греховным и суетным мечтанием, а нерадение о ней, вкрадывающееся мало-помалу, есть мать забывчивости (авва Исаия). VI, 203.
Любовь к подвигам есть ненависть к страстям, напротив того, леностию и праздностью удобно вводятся страсти в душу (авва Исаия). VI, 203.
Братия! Не нерадите о жительстве и спасении вашем, удостоверьтесь, что во всяком деле, в котором действует леность, действует и злоба (авва Исаия). VI, 208.
О, сколько труден путь Божий! Сам Господь сказал: узкия врата и тесный путь вводят в живот, и мало есть их иже обретают его. Мы, ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, полагаем свое спокойствие и благополучие в отвержении ига Христова (авва Исаия). VI, 224.
Начало помрачения ума, первый признак помрачения, усматриваемый в душе, состоит в лености к службе Божией и молитве. Другого пути к обольщению души нет, если она прежде не оставит этого подвига своего. Когда же она лишится помощи Божией, тогда она удобно впадает в руки супостатов своих (Исаак Сирский). VI, 249.
Не знают христиане христианства оттого, что не изучают его, не обращают они никакого внимания на искупление человечества вочеловечившимся Богом, попирают это великое дело Божие, потому что не заботятся и не думают о своем спасении (Тихон Воронежский). VI, 361.
Горе тебе, душа! ты привыкла только вопрошать о слове Божием и слушать его; но из того, что слышишь, ничего не исполняешь на самом деле. Горе тебе, тело! ты познало, что повреждает тебя, и всегда ищешь того же наслаждения и насыщения. Горе юному, насыщающему чрево свое и повинующемуся во всем воле своей! тщетны и бесплодны исшествие из мира и отречение от мира по одной наружности (Изречения безымянных старцев). VI, 375.
Пророками написаны книги, после пророков пришли отцы наши, совершили на деле многое, написанное в пророчествах, и, описав деятельность свою, оставили эти писания для наставления наследникам своим. Наступило нынешнее поколение – оно переписало эти писания на бумаге и пергамине и положило на окна без всякого употребления (Изречения безымянных старцев). VI, 393.
Нисколько не преуспевает и не стяжавает постоянного, истинного покаяния тот монах, который в течение нескольких дней подвизается, а потом впадает в расслабление, потом снова подвизается и снова позволяет себе нерадение (Изречения безымянных старцев). VI, 402.