МНОГОСЛОВИЕ (См. также ЛЮБОПРЕНИЕ, МОЛЧАНИЕ, ПРАЗДНОСЛОВИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, ЯЗЫК)
Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста твои и узду на язык твой: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места во обитель Св. Духа (Антоний Великий). VI, 18.
Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия (Антоний Великий). VI, 25.
Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха (Антоний Великий). VI, 25–26.
Муж мудрый основательно знает значение и обстановку пути своего; по этой причине он не спешит говорить, но выжидает и рассматривает, что следует ему сказать и что выслушать; напротив того, не воспитанный правильным истинным воспитанием не останавливается объявить даже поверенные ему тайны (Антоний Великий). VI, 27.
Люби более молчать, нежели говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность (авва Исаия). VI, 151.
Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу: многословие бывает причиною уныния и раздражительности (авва Исаия). VI, 202.
Авва Макарий Великий говаривал скитской братии, когда распускал собрания их: «Убегайте, братия». Один из старцев сказал ему: «Отец! куда бежать нам далее этой пустыни?» Тогда Макарий положил перст на уста свои и сказал: «Этого убегайте!» Сказав, он пошел в келию и, затворив двери, пребывал один (Макарий Великий). VI, 309.
Если часто отверзаются двери в покое, то удобно выходит из него теплота. Так и душа, когда будет много говорить, хотя бы говоримое было и доброе, теряет теплоту свою дверями слова. Почему хорошо и полезно молчание в разуме, когда занимаемся помышлениями премудрыми и душеспасительными (Изречения безымянных старцев). VI, 407.