ЛИЦЕМЕРИЕ (См. также ЛУКАВСТВО, СТРАСТИ, ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ)
[Авва Адоллос] не одобрял носивших вериги и принимавших на себя вид особенного, сочиненного благоговения. Таковые, говорил он, делают это напоказ человекам и впадают в лицемерство. Лучше постом утомлять тело, а добродетели должно творить в тайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерства (авва Аполлос). VI, 69.
[Примечание святителя Игнатия:] В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и при преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным – и были наиболее опасны [ему]. душевные страсти, особливо высокоумие. Всеусильно старайся не произносить устами одного, другое в сердце (авва Исаия).VI, 144.
Тяжкое состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба (авва Исаия). VI, 144.
Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги – суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и соделаешься участником их чистоты и славы (авва Исаия). VI, 185.
Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия. Фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия (авва Исаия). VI, 190.
[Примечание святителя Игнатия:] Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу – и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя, уклонись от зараженных масс, действующих и намеренно, и бессознательно прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прекрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям. VI, 549.