УЕДИНЕНИЕ
Здешнее уединение показывает мне ясно, что по природным моим свойствам и по монастырскому моему образованию быть бы мне пустынником, а положение мое среди многолюдного столичного города между людьми с политическим направлением есть вполне ненатуральное, насильственное. Молитва и Слово Божие – вот занятие, единственно мне идущее. При помощи уединения могли бы эти два занятия, кажется мне, судя по опытам, очень процвести, и желал бы я ими послужить ближним. Для прочего служения есть довольно людей, с преизбытком, а для этого ныне, просто сказать, не найти. Пытаются – и то немногие, а чтобы кто сказал истину Христову точно – не найти! 63.
Отсюда я ничего не писал тебе об уединении, хотя и очень помнил, что обещал написать, пообжившись. [...] Мои мысли об этом предмете те же, что и в Сергиевой; мне нечего себя испытывать, а в мои годы и не время, образ мыслей сформировался, а годы ушли. Можно быть решительным. То, что я здесь не поскучал, можно сказать, ни на минуту, нисколько не странно; противное было бы странно.
Пошедши в монастырь не от нужды, а по собственному избранию и увлечению, пошедши в него не ветрено, а по предварительном, подробном рассмотрении, сохраняя цель мою неизменной доселе, я, по естественному ходу вещей, не скучал в монастыре, не скучаю и впредь надеюсь быть сохраненным милостью Божией. Тот монастырь для меня приятнее, который более соответствует монашеской цели. Здесь мне нравится уединение, простота, в особенности же необыкновенно сухой и здоровый воздух, чему причина грунт земли, состоящий из хряща и песка. Место более уединенное можно найти, в особенности более закрытое лесом. Здесь роща с одной стороны, с прочих на десятки верст открытое место, почему ветры похожи на ветры Сергиевой пустыни: сильны, но мягки, нежны. Я говорил, на всякий случай, здешнему Преосвященному, чтобы нам дал не важный, но пользующийся выгодами уединения, местоположения и климата монастырек, на что он очень согласен. 69.