Источник

ПОЗНАНИЕ (См. также БОГОПОЗНАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ)

Если Богу угодно дать тебе познание: то Он даст в свое время, – и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек. I, 274.

И то, что допускается человек быть зрителем Бога в Его Промысле, в Его управлении тварию, в судьбах Его, есть величайшее благо для человека, источающее для человека обильную душевную пользу. I, 387.

В Богооткровенном учении Бог открыл Себя человеку, насколько ограниченному человеку может быть объяснен и открыт неограниченный и необъяснимый Бог. В Богооткровенном учении открыл Бог человеку значение и назначение человека, его отношение к Богу и мирам, видимому и невидимому. Открыл Бог человеку познание о человеке, насколько это познание доступно уму человека. Полное и совершенное познание человека, как и всякой другой твари, имеет Один, способный к полному и совершенному познанию всего: всесовершенный Бог. II, 95.

Уверовавшие в Бога, вступают в усвоение Ему, и, вознесшись благодатию превыше всего временного, получают таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо, и возносит туда с Собою истинно верующих в Него. II, 139.

Мало – изучить страсти с их многоплетенными отраслями в чтении книг отеческих: надо прочитать их в живой книге душевной, и стяжать знание о них опытное. II, 217.

Исполнение евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские заповеди. II, 359–360.

Обновленное естество имеет благодатное знание и зрение зла, даруемые Богом, знание и зрение зла, не только не нарушающие целости добра в человеке, но и служащие к строжайшему охранению человека от опытного познания зла, гибельного для человека. II, 410.

Безрассудно же требование некоторых, чтобы результаты изучения христианства, его высокие и глубокие тайны были для них вполне ясны без всякого изучения христианства! Хотите знать тайны христианства? Изучите его. III, 4.

Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно в сущности может быть совершенным незнанием, отвержением Его. III, 5.

Христианский книжник должен научиться Царству Небесному не только от слышания проповеди о нем, но и опытно. III, 5.

Нужно очищение себя тщательным покаянием, нужно ощутить хотя в некоторой степени свободу и высоту состояния духовного, чтобы стяжать понятие о бедственном состоянии нашего тела, о состоянии его мертвости, причиненной отчуждением от Бога. III, 8.

Душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и стяжавает способность различать добро от зла. III, 13.

Смущение, недоумение суть верные признаки помыслов, ощущений и явлений бесовских. Но и по этим признакам может познать искусителя только обучивший чувства своего духа к различению добра и зла. III, 49.

Отъемлется [от подвижника] обманчивое воззрение на земную жизнь бесконечную: он начинает видеть грань ее – смерть усматривает необходимость Искупителя стяжавает живую веру во Евангелие и начинает жизнью исповедовать Евангелие [в котором] как бы в зеркало видит и падшее естество свое, и падение человечества, и лукавых духов. III, 56.

Обличает духов лукавых сердце; ум недостаточен для сего: ему не различить одними собственными силами образов истины от образов лжи. III, 59.

Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, невидимом телесными очами. IV, 144.

Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами. IV, 145.

Познания, доставляемые словом Божиим, вернее познаний, доставляемых даже истинными и святыми видениями. IV, 229.

Доставление человекам познания воли Божией может совершиться единственно при посредстве Божественного откровения. V, 82.

Явление имени Того, Кто превыше всякого имени, есть совершеннейшее познание Того, Кто превыше всякого познания. V, 83.

Мир, искушая подвижника, доставляет ему опытное познание, как земная жизнь превратна и обманчива От этих опытных познаний подвижник стяжавает хладность к земной жизни. V, 145.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle