Источник

СПАСЕНИЕ

(см. также: Промысл Божий, Совершенство христианское, Христианство). Возжен блистающий светильник в Святой Христовой Церкви – сияние Святого Духа; не устремляйте взоров Ваших к другим светильникам, светящим на различных путях. Один путь Святой Истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в погибель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, спасены будут только «подвизающиеся законно». Истинный законный подвиг – во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Святой Восточной Церкви. 218.

«Сердцем бо веруется в правду, – верно сказал Апостол, – усты же исповедуется во спасение» (Рим.10:10). Нужно исповедание правды устами и, когда можно, самими делами. Правда, исповеданная словами и делами, как бы осуществляется, делается принадлежностью человека. И потому, что она существенна, она – верный залог спасения. 228.

Если желаете идти истинным путем Божиим и увидеть духовный плод в душе Вашей, то довольствуйтесь смиренным и простым образом духовного подвига. Не ищите наслаждения в восторгах мечтательности, которые возбуждаются иностранными писателями. Отрекитесь от них. Скоро Вы убедитесь в прочности пути Вашего тем душевным миром и спокойствием, которые прольются в Ваше сердце. В Отцах пустынь Востока Вы увидите, что Евангелие и Псалтирь были по большей части единственными их книгами. «Христос, – сказал один из них, – сокрыт во Евангелии, желающий найти Христа может найти Его во Евангелии. Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость». – Нашедший Божию Премудрость нуждается ли в премудрости человеческой? Не уничижите Премудрость Божию за то, что наружность ее так проста и смиренна. Оставьте, повторяю Вам, все иностранные молитвы и чтения, которые Вам так нравились, казались такими прекрасными. Последуйте тому, что Вам советую перед Богом и ради Бога. Когда сердце Ваше очистится вкушением истинно святого и духовного, тогда оно получит отвращение к поддельно духовному, тогда возрадуетесь и возблагодарите Бога, что уклонил Вас от челюстей лжи и прелести, которых не могут понять обманутые и омраченные ими. Вспомните слова Христовы: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:14–15).

Если при жизни по заповедям Христовым благодать Святого Духа прольется в сердце Ваше и будет ознаменовывать свое присутствие в нем различными духовными плодами, как-то: необыкновенным миром, кротостью, благостью ко всем, терпением, – тогда будете сосудом, благоприятным Богу, сосудом спасения. 268.

Душа каждого человека, предавшегося в служение Богу без всякой лукавой, земной цели с целью богоугождения и своего спасения, находится в руке Божией. Такую душу никто и ничто не исхитит из руки Божией. Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, состоящий из различных скорбей и лишений, потому что по широкому пути невозможно прийти к Богу. С верой предай себя воле Божией, отвергая от себя не трудовое попечение о себе, но попечения мечтательные. Когда придут такие попечения, гораздо лучше обращаться с молитвой о себе к Богу, нежели вдаваться в сочинения и живопись разных планов, всегда несбыточных. 273.

Предсказанное Словом Божиим должно совершиться. Наш священный долг – благоговеть перед судьбами непостижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее, на усвоение себя Христу, как святые Отцы сказали: «Спасаяй, да спасет душу свою». Спаситель заповедал: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф.26:41). Перед наступлением великих скорбей должно молиться с особенной тщательностью и умолять Бога о помиловании. 289.

По истинной любви христианской, которая ищет не угождать, а доставлять существенную пользу ближнему, постарайтесь внушить супруге Вашей во спасение ее, что у западных верований остались лишь буква и самообольщение, а в Православной Церкви, несмотря на наше крайнее изнеможение, действуют еще Истина и Святой Дух в сосудах, приспособленных к тому правильным, по возможности человеческой, жительством христианским. Необходимо вступить в общение с Духом Божиим посредством Истины; необходимо сделать это во время земной жизни, без этого нет спасения. За искренность слова Вашего приимите, как священное возмездие, искренность моего сердца – и да благословит Вас Бог.

Апостол завещает мужу верному заботиться о доставлении бесценного сокровища истинной веры жене (см.: 1Кор.7:12–16), когда она не имеет его. О, какое счастье доставить ближнему блаженство в вечности. 293.

Справедливо говоришь, что милость Божия к тем, которые устранены Промыслом Божиим от общего стремления массы в отдельные положения, как бы на острова, с которых только видна и слышна буря морская, и то тогда, когда житель острова оставит глубину его – внимание к себе и приблизится к берегу – начнет внимать совершающемуся на житейском море. Эта милость Божия возвещена и Священным Писанием (см.: Пс.30:20–22). Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея перед самими попущениями Божиими.

Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердное долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти сгнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть» (см.: 1Кор.7:29), и для всякого из нас переход в вечность не далек. 294.

Брат привез мне известие, что ты подвергался тяжкой болезни, почему и пишу я тебе эти утешительные строки. Святые Отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые нам посылаются, и исповедовать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом, принимаемая скорбь послужит нам непременно в очищение грехов наших и залогом к получению вечного блаженства. Мы, по свойству недугующего падением естества нашего, заботимся наиболее об устроении нашего земного положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о котором мы забыли бы, если бы земное наше положение не было потрясаемо скорбями, если бы скорби, посылаемые по временам Промыслом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное преходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание говорит: «Господь, его же любит, наказует» (см.: Евр.12:6). Скорби вразумляющие посылаются от Бога тем, которых Он хочет помиловать, а отверженным посылаются скорби сокрушительные и решительные, наиболее в самом конце жизни, как-то: или скоропостижная смерть, или лишение рассудка и тому подобное. 297.

То, что все мы, любезнейший князь, кратковременные странники на земле, есть осязательная истина.

То, что мы обращаем так мало внимания на вечность, забываем ее, есть верный признак нашего падения, падения не только в теле, но еще более в уме, в сердце. Глядя на себя, мы в себе увидим, что нам нужно спасение, нужен Спаситель.

Познание Спасителя, а через то и получение блаженной вечности, есть первое счастье на земле, есть единственное сокровище человека. 322.

Святые Отцы сказали: «Когда видишь утопающего, простри к нему конец жезла твоего и сделай все, что можешь для его спасения; но руки твоей не давай ему, чтобы он не увлек тебя с собою в пропасть». Бог да дарует Вам мудрость поступить по сему совету. 342.

Во всяком деле начальное условие успеха есть правильный взгляд на дело; так и в деле спасения для получения желаемого спасения необходим правильный взгляд на себя и на спасение. По причине повреждения грехом нашей природы в нас смешано добро со злом, и сердечная земля наша не престает производить зло, а и добру не дает произрастать одному, цельному, но всегда с примесью зла. Этот процесс нам естествен не потому, чтобы мы так были сотворены, но потому, что мы произвольно впустили в свое естество яд греха, который уже не можем отделить от своего естества собственными усилиями. Это отделение совершает нам Искупитель, ища от нас и собственных наших усилий к истреблению в себе зла как деятельных доказательств в истинном приятии спасения, даруемого Богом туне. Итак, не должно унывать; видя возникающее в себе разнообразное зло, должно постоянно противиться ему и исторгать его из себя. Труд и подвиг пожизненные! В свое время, когда мало-помалу начнет изнемогать зло, начнет являться и мир душевный, признак здравия души. Но полного мира в стране брани и борений нет. Он то является, то опять скрывается: место постоянного мира на Небе и в вечности. Все это нужно знать, чтобы не требовать от себя того, что нам неестественно, и опять для того, чтобы не унывать в пожизненном подвиге, борясь мужественно со злом, восстающим против нас и внутри, и извне нас. Когда таким подвигом мы докажем верность нашу Богу, то дар благодати Божией – спасение, таинственно вложенный в нас крещением и заключающийся в соединении естества человеческого с Божиим естеством и в исцелении первого от прикосновения ко второму, начнет яснее обнаруживать свое присутствие в нас, доставляя нам более решительную победу над злом, производя в нас глубокий мир и утешая надеждой блаженной вечности. Желаю Вам правильно подвизаться под руководством Слова Божия и увенчаться венцом спасения по неизреченной милости Божией. 351.

Необходима преданность воле Божией в самих попущениях Божиих. Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар Божий человекам – удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев это, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись. 352.

Спасение человеков есть дар Божий человекам, отнюдь не собственное их изобретение и приобретение, и потому оно не может иначе выработаться, как под водительством Бога, Его милостью и благодатью. Эта милость Божия избавила тебя от видений, оставив при душеполезнейшем, безопасном видении: при видении грехов своих. Милость Божия свидетельствуется успокоением сердца. 355.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle