митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРЕВРАТИВШИЕСЯ В ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В какие противоестественные действия превратились естественные свойства человека: вожделение, ревность, гнев и ненависть, созданные Богом?

Бог сотворил сперва все видимое и невидимое, потом человека. Сотворил Он человека по образу и по подобию Своему, почтил достоинством царя над видимою тварию и поместил в раю. Чувства человека были в состоянии непорочности соответственно непорочному естеству его. Когда же он послушался обольстителя, тогда чувства его извратились, перешли в состояние противоестественное; человек извергнут из состояния славы. Господь, по великой любви Своей к нашему роду, сотворил милость с ним. Слово плоть бысть, бысть человек в полном смысле слова, подобный нам по всему, кроме греха. В Себе Он возвратил извращенное естество к естеству первобытному: таким образом Он спас человека. Он отверз ему заключенный рай, оживляя святым воскресением последователей Своих, ходящих в заповедях, преподанных Им человечеству. Он даровал нам силу победить тех, которые лишили нас славы нашей. Он предал нам святое служение Богу и закон чистый, чтоб человек, при посредстве их, мог восходить в то естественное состояние, в котором сотворен Богом. Произволяющий прийти в естественное состояние отсекает все плотские пожелания свои, чтоб доставить естественное преобладание духу над плотию. (Авва Исаия)

Стр. 172 (173).

Имеется естественное вожделение, без которого не возможна любовь к Богу. Это вожделение превращено врагом в страстное похотение. (Авва Исаия).

Стр. 173 (174).

Имеется естественная ревность, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Эта ревность изменилась в противоестественную, и мы ревнуем друг против друга, завидуем друг другу и лжем друг на друга. (Авва Исаия).

Стр. 173 (175).

Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту, невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам. (Авва Исаия).

Стр. 173 (176).

Имеется естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души. Эта ненависть превратилась в нас в противоестественную ненависть к ближнему.

Увлекаемые ею, мы заражаемся отвращением к ближнему, она изгоняет из человека все добродетели. (Авва Исаия).

Стр. 173 (177).

Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам-демонам; но это ощущение извратилось: мы преклонили выю пред демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы соделываем Бога врагом нашим. (Авва Исаия).

Стр. 173 (178)

Все эти свойства созданы с человеком и превратились в постыдные страсти с того времени, как человек отравил себя преслушанием Богу. (Авва Исаия).

Стр. 174 (179)

Приложим всевозможное попечение устранить из себя страсти и восстановить в себе свойства человеческие в том состоянии, в котором явил их в Себе Господь наш Иисус Христос. Он – свят и обитает в одних святых. (Авва Исаия).

Стр. 174 (180).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle