Главы 60–79
Берилл.
Берилл, епископ Бострийский в Аравии, после своего славного, но недолгого правления церковью впал в ересь, отрицающую факт существования Христа до его воплощения. Впоследствии наставленный Оригеном на путь истинный, он написал различного рода труды, особенно письма, в которых благодарил своего наставника. Письма Оригена к нему сохранились до наших дней, так же как и их диалог, в котором обсуждались ереси. Он возвысился в годы правления Александра, сына Мамеи, и его преемников Максимина и Гордиана.
Ипполит.
Ипполит, епископ некоей церкви (название города я не помню), описал пасхальные празднества и составил хронологические таблицы вплоть до начала правления императора Александра. Он также рассмотрел шестнадцатилетний цикл и подсказал идею Евсевию, который на основе тех же пасхальных торжеств составлял девятнадцатилетний цикл. Написал толкования Священного Писания, в частности, на шесть дней творения, на исход евреев из Египта, на Песнь Песней, на книгу Бытия, на Захарию, на псалмы, на Исайю, на Даниила, на Апокалипсис, на книгу Притчей, на Екклесиаста, на Саула, «О прорицателях», «Об Антихристе», «О воскресении и нетлении», «Против Маркиона», «О еврейской Пасхе», «Обличение всех ересей», а также проповедь в похвалу нашего Господа и Спасителя, в которой дает понять, что произносил ее в церкви в присутствии Оригена. Амвросий, который, как мы сказали, был избавлен Оригеном от ереси Маркиона и обращен им в истинную веру, убедил Оригена написать, в противовес Ипполиту, толкование Священного Писания, предложив ему семь или более секретарей и соответствующее количество переписчиков, взяв на себя все расходы, и, более того, с невероятным рвением ежедневно требовал от него работы, в связи с чем в одной из своих записок Ориген называет его своим «надсмотрщиком».
Александр Каппадокийский.
Александр, епископ Каппадокии, желая посетить святую землю, прибыл в Иерусалим в то время, когда во главе церкви стоял епископ этого города Нарцисс, старый уже человек. Нарцисс, как и многие священники из его окружения, был извещен, что утром следующего дня в город войдет епископ, который станет его помощником на священническом троне. Все так и произошло, как было предсказано, и в присутствии всех епископов Палестины Александр принял совместное с Нарциссом управление церковью Иерусалима. В конце одного из своих посланий к антиноитам о мире в церкви он говорит: «Нарцисс, имевший сан епископа до меня, а теперь со мной. творящий молитвы, будучи в возрасте ста шестнадцати лет, приветствует вас и вместе со мной просит вас объединиться в своих помыслах». Он писал также антиохийцам, во главе которых стоял Климент, пресвитер Александрии, о котором мы говорили выше, писал и Оригену, и в защиту Оригена выступил против Димитрия, что было вызвано тем, что, по свидетельству Димитрия, он рукоположил Оригена в пресвитеры. Есть другие его послания разным лицам. Во времена седьмого гонения при Деции, когда Вавила Антиохийский был казнен, Александра доставили в Кесарию, заключили в тюрьму, и он получил мученический венец за почитание Христа.
Юлий Африканский.
Юлий Африканский, чьи пять томов «О хронологии» дошли до нас, в годы правления Марка Аврелия Антонина, унаследовавшего власть после Макрина, получил задание восстановить город Эммаус, который впоследствии был назван Никополь. Сохранилось его послание к Оригену «По поводу Сусанны», где утверждается, что этого эпизода нет в древнееврейских книгах, а игра слов и , и не согласуется с древнееврейской этимологией; Ориген отозвался письмом. Существует и другое послание Юлия к Аристиду, в котором подробно обсуждаются различия в записях Матфея и Луки о родословии Спасителя.
Гемин.
Гемин, пресвитер церкви в Антиохии, оставивший несколько памятников своего гения, жил во времена императора Александра и Зевина, епископа этого города. Особенно он выдвинулся в то время, когда Геракл был посвящен в духовный сан первосвященника церкви в Александрии.
Феодор (Григорий Неокесарийский).
Феодор, позднее названный Григорием, епископ Неокесарии в Понте, будучи еще молодым человеком, вместе со своим братом Афинодором отправился из Каппадокии в Берит и оттуда в Кесарию Палестинскую, чтобы изучать греческую и латинскую литературу. Когда Ориген увидел выдающиеся природные способности этих людей, он поощрил их интерес к философии. Обучая этой науке, он постепенно изложил им суть веры в Христа и сделал их своими последователями, а после пяти лет обучения отправил обратно. Перед отъездом Феодор написал благодарственный панегирик Оригену и прочел его перед большим собранием. При этом присутствовал сам Ориген. Этот панегирик существует и поныне. Феодор сделал также короткий, но очень ценный пересказ Екклесиаста; дошли до нас различные его сообщения и послания. Особо славился он знамениями и чудесами, которые совершал во время своего епископства к великой славе церквей.
Корнелий.
Корнелий, епископ Римский, восемь писем Киприана к которому сохранилось до настоящего времени, написал письмо Фабиану, епископу церкви в Антиохии, о римском, итальянском и африканском синедрионах, второе письмо о Новациане и тех, кто отошел от веры, третье письмо о постановлениях синедриона, четвертое, очень подробное, – тому же Фабиану с описанием причин появления ереси Новациана и анафемы ее. Он управлял церковью в течение двух лет при Галле и Волузиане. Получил венец мученичества за Христа. Ему на смену пришел Лупий.
Киприан Африканский.
Киприан Африканский, известный поначалу как учитель риторики, впоследствии под влиянием пресвитера Цецилиана, от которого он получил свое прозвище, стал христианином и раздал все свое имущество бедным. Вскоре после этого он был введен в пресвитерию, а позднее рукоположен в епископы Карфагена. Нет необходимости перечислять произведения этого гения, ибо они сияют ярче солнца. Киприан был предан смерти при императорах Валериане и Галлиене во время восьмого гонения, в тот же самый день, когда в Риме был казнен Корнелий, но в другой год.
Понтий.
Понтий, диакон Киприана, разделивший с ним изгнание до самой его смерти, оставил после себя выдающийся труд о жизни и смерти Киприана.
Дионисий Александрийский.
Дионисий, епископ Александрийский, как пресвитер отвечал за школу для новообращенных при Геракле и был самым выдающимся учеником Оригена. Поддерживая учение Киприана и Африканского синода о повторном крещении еретиков, он посылал разным людям множество писем, сохранившихся доныне. Одно из писем – «О покаянии» – он написал Фабиану, епископу церкви в Антиохии, другое – римлянам через нарочного Ипполита, два письма Ксисту, который унаследовал власть у Стефана, а также два письма Филимону и Дионисию, пресвитерам церкви в Риме, и еще одно вышеупомянутому Дионисию, впоследствии епископу Рима, а также Новациану, выражая свое отношение к заявлениям о недобровольном посвящении Новациана в сан епископа Рима. Вот начало этого послания: «Дионисий – Новациану, приветствуя своего брата. Если Вы были посвящены против Вашей воли, как Вы говорите, Вы докажете это добровольным уходом». Есть и другое его послание к Дионисию и Дидиму и много торжественных посланий по случаю еврейской Пасхи, написанных в возвышенном стиле. Есть послания к Александрийской церкви «Об изгнании», послание к епископу Египта Иераксу и другие письма:
«О смерти», «О субботе», «О гимнасии», а также письмо Гермаммону и другим о гонении Деция, две книги против Непота, епископа, который писал о наступлении тысячелетнего царства [Христова] на земле. Среди других тем, которые он тщательно рассматривал, – Апокалипсис от Иоанна. Он также выступал против Савеллия, писал епископу Береники Аммону, Телесфору, а также Евфранору, четыре книги епископу Римскому Дионисию, лаодикийцам – «О покаянии», Оригену – «О мученичестве», армянам – «О покаянии» и «О грехах», Тимофею – «О природе», Евфранору – «Об искушении», много писем Василиду, в одном из которых он утверждает, что начал писать толкование на Екклесиаста. Сохранилось также замечательное послание, направленное против Павла Самосатского, написанное им за несколько дней до смерти. Умер Дионисий на двенадцатом году правления Галлиена.
Новациан.
Новациан, пресвитер Рима, попытался узурпировать священнический трон, занимаемый Корнелием, и провозгласил догмат новациан, или, как они называются по-гречески, катаров, который запрещал принимать в лоно церкви раскаявшихся вероотступников, в противовес доктрине Новата – пресвитера при Киприане. Новациан написал такие труды, как «О Пасхе», «О субботе», «Об обрезании», «О духовенстве», «О молитве», «О пище иудеев», «Об усердии», «Об Аталле» и о многом другом. Среди его работ особо выделяется сочинение «О Троице», нечто вроде краткого изложения труда Тертуллиана, которое многие ошибочно приписывают Киприану.
Малхион.
Малхион, высокоодаренный пресвитер церкви в Антиохии, очень успешно преподавал риторику в этом городе, вел дискуссию с Павлом Самосатским, который, будучи епископом церкви в Антиохии, представил доктрину Артемона. Запись этого диалога сохранилась, так же как и пространное послание, написанное Малхионом по поручению синедриона и адресованное Дионисию и Максиму, епископам Рима и Александрии. Жил Малхион в царствование Клавдия и Аврелия.
Архелай.
Архелай, епископ Месопотамии, создал книгу на сирийском языке, содержащую дискуссию с Манихеем, когда тот пришел из Персии. Эта книга, переведенная на греческий язык, имеется у многих людей. Архелай жил в годы царствования императора Проба, сменившего Аврелия и Тацита.
Анатолий Александрийский.
Анатолий Александрийский, епископ Лаодикии в Сирии, живший в годы правления императоров Проба и Кара, был человеком выдающейся учености в арифметике, геометрии, грамматике, риторике и диалектике. Мы можем получить представление о величии этого гения по его книге о еврейской Пасхе и десяти томам об основах арифметики.
Викторин.
Викторин, епископ Петавии, не владел одинаково свободно латинским и греческим языками. Поэтому его произведения, хотя и прекрасные по содержанию, слабы по стилю. Это «Комментарии к книге Бытия», «Об исходе евреев из Египта», «О Левите», «Об Исайе», «Об Иезекииле», «Об Аввакуме», «Об Екклесиасте», «О Песни Песней», «Об Апокалипсисе от Иоанна», «Против всех ересей» и многое другое. Был удостоен венца мученичества.
Памфил.
Пресвитер Памфил, покровитель Евсевия, епископа Кесарийского, пылал такой любовью к духовной литературе, что переписал большую часть трудов Оригена собственноручно, и они до сих пор хранятся в библиотеке Кесарии. У меня есть написанные его рукой двадцать пять томов комментариев Оригена и «О двенадцати пророках», которые я бережно и с восторгом храню, считая себя богатым как Крез. И если обладание даже одним посланием мученика вызывает восторг, то насколько он больше, если имеешь многие тысячи строк, которые кажутся мне написанными его кровью. Он написал «Апологию Оригена» до того, как это сделал Евсевий. Был казнен в Кесарии Палестинской в годы гонений при Максимине.
Пиерий.
Пиерий, пресвитер церкви в Александрии в годы правления Кара и Диоклетиана, во времена, когда Феон был епископом в той же церкви, успешно учил людей и добился такого изящества в языке и опубликовал так много трактатов (все они сохранились) на самые разные темы, что его называли Младшим Оригеном. Он выделялся самодисциплиной, обрекая себя на добровольную бедность, и в совершенстве владел диалектикой. После гонений провел остаток жизни в Риме. Сохранился его большой трактат «О пророке Осип», который был создан, как видно из самого труда, в канун Пасхи.
Лукиан.
Лукиан, человек огромного таланта, пресвитер церкви в Антиохии, был таким прилежным в изучении Священного Писания, что даже теперь некоторые копии Писания носят его имя. Сохранились его книга «О вере» и короткие послания к разным людям. Он был казнен в Никомидии за веру в Христа в годы гонений при Максимине и похоронен в Геленополисе в Вифинии.
Филей.
Филей, житель египетского города Тмуит, происходил из благородного рода и обладал солидным богатством. Став епископом, он написал возвышенное сочинение в похвалу мученикам и вступил в спор с судьей, который пытался принудить его принести жертву. Был обезглавлен за веру в Христа во время того же гонения, когда в Никомидии был убит Лукиан.
Арнобий.
Арнобий был одним из лучших учителей риторики в Сикке в Африке в царствование Диоклетиана и написал широко известные книги против язычников.