Источник

Беседа № 12

г) Притча о свече и мере (Мк.4,21–25) (Продолжение) (ср. Мф 5,15; Лк 8:16, 11:33)

24И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам. 25Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Третье высказывание: «Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» (Мк.4,24). Привычное и понятное толкование таково: Этот афоризм начинается так: «Замечайте, что слышите", или, если точнее: «Наблюдайте19 за тем, что слышите», «Будьте внимательны к тому, что слышите». Отсюда заключают, что высказывание относится к «слушанию», то есть к учению. Чем больше усилий человек прилагает к учению, тем больше пользы он может получить от изучаемого предмета. Здесь это относится, конечно, к изучению Слова Божия. Но многие относят это изречение Иисуса Христа к нашему отношению с людьми. Если мы будем много критиковать других и находить в них недостатки, то другие начнут делать с нами то же. Если мы подозрительны и недоверчивы к другим, вполне возможно, что также будут относиться к нам. Чтобы другие любили нас, мы должны сначала полюбить их. Человек, который ищет друзей, должен сам дружески относиться к другим. Это нравственное толкование лежит на поверхности.

Примерно то же самое применимо и к четвертому афоризму – «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4,25). Это суровое высказывание тоже относится к учению и знанию. Чем больше человек знает, тем больше он сможет узнать нового. Справедливо также сказать, что, если человек не будет постоянно углублять свои знания, он потеряет и те, которые у него были. В знаниях невозможно стоять на месте – каждый день мы либо увеличиваем их, либо теряем. То же относится и к физическим усилиям, и к любому искусству и ремеслу. Важный закон жизни заключается в том, что чем большего мы добьемся, тем большего можем добиться еще. И если мы не приложим усилий, потеряем все, что заработали.

Да, всё это так. Но и здесь мы должны учесть, что в контексте Евангелия от Марка, эти два высказывания приобретают несколько особенный смысл. Первое говорит об ответственности учеников Иисуса Христа, которым Бог вручил «тайну Царствия Божия», как имение вручается управляющим, как семя, которое должен сеять сеятель. Бог вручил ученикам Иисуса «тайну» отнюдь не для того, чтобы они держали ее при себе. Поскольку Евангелие должно как бы «пробиться наружу», «обнаружиться», «принести урожай», то хорошим управляющим этого сокровища или добрым сеятелем становится только тот, кто передает это Евангелие дальше. Ему вернется всё, и более того: Бог щедр безмерно.

Но кто Евангелию не дает проявиться в своей жизни, кто его прячет, тот поступает как неверный управляющий: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4,24–25).

Впрочем, второе высказывание может относиться и к слушателям Слова Евангелия. Слушание Слова обогащает того, кто открывает себя для него, и делает бедным того, кто себя закрывает. Но это уже дело грядущего Суда.

Подведем итоги сказанному в Евангелии от Марка в стихах Мк.4,21–25.

1. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, есть светильник, данный Церкви. Он должен светить всем во тьме пребывающим.

2. Тайна Царствия Божия, то есть Сам Иисус Христос и Его Евангелие, сокрыта в Церкви для того, чтобы быть открытой для мира. Как открыта? Церковь должна являть собою эту тайну, то есть присутствие Иисуса Христа в ней.

3. В той мере, в какой христиане являют миру Иисуса Христа, в такой же мере Он будет являть Себя христианам. И еще больше являть. Но если общество учеников Иисуса Христа не будет соответствовать своему предназначению быть светильником, то Иисус Христос такое общество покинет, светильник потеряет даже способность светить миру.

д) Притча о посеве и всходах (Мк.4,26–29)

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Эту притчу нам поведал только Марк. О чем она? Евангелие, провозглашенное Иисусом Христом в самом начале Его публичной деятельности, звучало так: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие!» (Мк 1,15). Царствие Божие означает тот день, когда воля Божия будет совершаться на земле так же идеально, как и на небе. В притче о посеве и всходах говорится не только о Царствии Божием, но и о беспомощности человека. Не крестьянин взращивает семя, он даже не знает механизма роста. Секрет жизни заложен в самом семени. Ни один человек никогда не знал тайны жизни и не сотворил ничего в полном смысле этого слова. Человек может открыть, изменить вещи, может усовершенствовать их, но сотворить их он не может. То же относится и к тайне жизни будущего века. Мы не можем сами собой восстать из мертвых, мы не можем создать Царствия Божия... Всё это принадлежит Богу. Очевидно, что мы можем только мешать наступлению Царствия Божия или помогать ему. Но принципиально за всем стоит Бог и Его сила и воля.

Всем очевидно, что Царствие Божие до сих пор отнюдь не есть господствующая, всем видимая и всеми переживаемая действительность этого мира. Напротив! Оно есть тайна, вверенная небольшой группе учеников Иисуса Христа. Это так – и, тем не менее, это не основание для разочарования и уныния. Как прежде, так и ныне мы можем полагаться на Бога, на Его обетования, закрепленные Воскресением Иисуса Христа. Мы можем полагаться на Царствие Божие и ни на что другое. Ибо ему принадлежит будущее. В этом дар веры. В этом дар надежды. Как урожай обязательно придет, после того как крестьянин посеял семя. Земля сама произведёт плод, руководствуясь тайнами богоданных законов жизни. Так же и Царствие Божие обязательно обнаружит свое исполнение в этом мире благодаря таинственному, непостижимому действию Божию.

Если мы видим растение каждый день, мы не замечаем его роста. Когда же мы увидим его через какой-то промежуток времени, заметим происшедшую перемену. Ничто не может остановить рост в природе. Иной раз дерево разрывает бетон силою своего роста. Таково и Царство Божие. Несмотря на бунт и непослушание людей, Бог продолжает Свое дело, и ничто не сможет помешать предназначениям Божиим. Мораль нашей притчи – призыв к терпению. Человек – временный жилец на земле, и потому он неизбежно думает о сиюминутном, преходящем. Бог же может творить в вечности, Он не ограничен во времени. «Перед очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89,5). Притча также призывает к надежде, к тому, чтобы мы смотрели в будущее не с раздражением и отчаянием, но с надеждой. Кроме того, притча призывает к готовности. Мы должны всегда быть готовыми к тому, чтобы, когда конец мира наступит, мы достойно встретили Бога и Его Царствие.

И пусть начало Царствия Божия, сокрытого в Церкви учеников Иисуса, кажется малоприметным, это начало – необходимая предпосылка и залог того, что в конце времен весь мир сможет найти свое спасение именно в Царствии Божием. Так и будет, и об этом говорит следующая притча о горчичном зерне.

е) Притча о горчичном зерне (Мк.4,30–34) (Мф 13,31–32; Лк 13,18–19)

30И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. 33И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

В этой притче два образа. Во-первых, в Палестине горчичное зерно вошло в поговорку, как мельчайшее из всего сущего. Так, выражение «вера с горчичное зерно» значит малейшая вера. Такое горчичное зерно вырастало и становилось деревом. Птицы очень любили маленькие черные семена этого дерева и поэтому вокруг него всегда вились тучи птиц. К тому же в Ветхом Завете большие царства обычно сравниваются с деревом, причем подчиненные и платящие дань народы сравниваются с укрывающимися в ветвях дерева птицами, и потому дерево с птицами на ветвях означает здесь великое царство и составляющие ее народы.

Эта притча говорит нам: пусть вас не обескураживает скромное начало. Надо помнить, что всё имело свое начало. Ничто не появляется вдруг, совершенно завершенным. Просто мы обязаны делать то, что в наших силах. Царство Божие (или Церковь) уподоблено дереву, а птицы символизируют страны и языческие народы, нашедшие защиту на его «территории». Царство Божие началась с Одного, с Иисуса Христа, и должно охватить весь мир.

В конце нашего отрывка говорится о том, что толпа «внешних» расходилась, после того как Иисус переставал учить их притчами. Одни, наверное, уходили, задумавшись, «сколько они могли слышать», то есть понимать Благую весть Иисуса. Другие – так ничего и не поняв. Но небольшая группа учеников оставалась с Иисусом Христом, и Он объяснял им значение всего. Человек, желающий научиться чему-то у Христа, должен жить с Ним, следовать за ним, сопровождать Его. В этом основной смысл всех прочитанных сегодня притч о тайне Царствия Божия.

5. Страх. «Не бойтесь!» (Мк.4:35–5:43)

a) Усмирение бури (Мк.4,35–41) (Мф 8,23–27; Лк 8,22–25)

35Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. 38А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Галилейское море пользовалось дурной славой из-за своих штормов. Они налетали внезапно и устрашающе быстро. Иисус находился в лодке и Ему было предоставлено почетное место, как было принято, на корме, где были положены ковер и подушка. Интересно отметить, что Иисус обращается к ветру и волнам теми же словами, что и при изгнании нечистого духа («запретил») в Мк 1,25. И еще: «молчи», далее несколько грубоватое «закрой рот», или даже «пасть»!). Разрушительная сила шторма была такой же, как и сила злого духа.

Природное чудо, такое как усмирение бури, рассказывалось не только об Иисусе. Вспомним хотя бы книгу пророка Ионы, когда «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону». После некоторых безуспешных попыток спастись корабельщики осмелились, «взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты» (Ион. 1,1–16). В литературе того времени существуют и другие примеры такого рода. Для иудеев было несомненно, что Бог может усмирить любую бурю. Евангелист Марк прекрасно сознавал, что это чудо, равно как далее рассказанное чудо изгнания легиона бесов из одержимого и потопления 2000 свиней в море, равно как и далее рассказанное чудо воскрешения из мертвых – всё это для его было слушателей и читателей, разумеется, делами необычными, но вполне представимыми. Так что для Марка смысл был не в самих этих чудесах как в чем-то уникальном (это не было уникальным для людей того времени!). Смысл в чем-то ином.

В случае усмирения бури следует обратить внимание на следующие моменты:

1) Приказ пуститься в путь по морю исходит от Самого Иисуса (Мк.4:35).

2) Иисус вовсе не разделяет озабоченности Его учеников. Он преспокойно спит, в то время как они думают, как бы выжить (Мк.4:38а).

3) Упрек, который ученики бросают их Учителю, обнаруживает не их веру, а их страх (Мк.4:38б). Поэтому ответ Иисуса на вопль учеников не звучит: «Доверьтесь, не бойтесь!», но «Что вы такие трусливые? Неужели у вас еще нет веры?» (Мк.4:40).

Отсюда следует, что вера проявляется не просто в том, что ученики верят в чудотворную силу Иисуса, не только в том, что они получают особые наставления Иисуса, но в том, что они готовы безбоязненно пуститься с Ним в путь, чего бы этот путь ни готовил, готовы делить с Ним все опасности пути, в которые они попадают по слову Иисуса. Или, говоря иначе, Марк желает показать своим рассказом, что неверие начинается там, где христианин из трусости и боязливости не готов разделить опасности вместе с Иисусом и другими людьми, то есть когда он не готов нести Крест.

Путь с Иисусом обращается в безбоязненное путешествие, хотя он и пролегает сквозь бурю. Это – тайна веры. Когда Иисус с нами, мы можем быть спокойны в самых жестоких жизненных бурях. Каждый, кто прибегает к Иисусу и стремится постоянно жить с Ним, знает это.

* * *

19

βλέπετε.


Источник: Евангелие от Марка : Беседы архимандрита Ианнуария (Ивлиева). [Электронный ресурс] // Радио «Град Петров»

Комментарии для сайта Cackle