Неделя 29-я по Пятидесятнице
К колоссáем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Когдá явится Христóс, жизнь ваша, тогдá и вы я́́витесь с Ним во слáве. Итак, умертвите земные члéны вáши: блуд, нечистоту́, страсть, злу́ю пóхоть и любостяжáние, котóрое есть идолослужéние, за котóрые гнев Бóжий грядёт на сынóв противлéния, в котóрых и вы нéкогда обращáлись, когдá жили между ними.
А тепéрь вы отложите всё: гнев, ярость, злóбу, злорéчие, сквернослóвие уст вáших; не говорите лжи друг дру́гу, совлёкшись вéтхого человéка с делáми егó и облёкшись в нóвого, котóрый обновляется в познáнии по óбразу Создáвшего егó, где нет ни э́ллина, ни иудéя, ни обрéзания, ни необрéзания, вáрвара, скифа, рабá, свобóдного, но всё и во всём Христóс. (Кол 3:4–11)
Понедельник 30-й седмицы по Пятидесятнице
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Éсли бы пéрвый завéт был без недостáтка, то нé было бы нужды искáть мéста другому. Но прорóк, укоряя их, говорит:
«Вот, наступáют дни, говорит Госпóдь, когдá Я заключу́ с дóмом Изрáиля и с дóмом Иу́ды нóвый завет, не такóй завéт, какой Я заключил с отцáми их в то врéмя, когдá взял их зá руку, чтóбы вывести их из земли Египетской, потомý что они не пребыли в том завéте Моём, и Я пренебрёг их, говорит Госпóдь.
Вот завéт, котóрый завещáю дóму Изрáилеву пóсле тех дней, говорит Госпóдь: вложу́ закóны Мои в мысли их, и напишу́ их на сердцáх их; и буду их Бóгом, а они бýдут Моим нарóдом.
И не бýдет учить кáждый ближнего своегó и кáждый брáта своегó, говоря: познáй Гóспода; потомý что все, от мáлого до большóго, бýдут знать Меня, потомý что Я буду милостив к непрáвдам их, и грехóв их и беззакóний их не воспомянý бóлее».
Говоря «нóвый», показáл вéтхость пéрвого; а ветшáющее и старéющее близко к уничтожéнию. (Евр 8:7–13)
Вторник 30-й седмицы по Пятидесятнице
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Дух Святый покáзывает, что ещё не открыт путь во святилище, докóле стоит прéжняя скиния. Онá есть óбраз настоящего врéмени, в котóрое принóсятся дары и жéртвы, не могу́щие сдéлать в сóвести совершéнным приносящего, и котóрые с яствами и питиями, и различными омовéниями и обрядами, относящимися до плóти, устанóвлены были тóлько до врéмени исправлéния. И потомý Он есть ходáтай нóвого завéта, дáбы вслéдствие смéрти Егó, бывшей для искуплéния от преступлéний, сдéланных в пéрвом завéте, призванные к вéчному наслéдию получили обетовáнное.
Ибо, где завещáние, там необходимо, чтóбы послéдовала смерть завещáтеля, потомý что завещáние действительно пóсле умéрших: онó не имéет силы, когдá завещáтель жив. Почемý и пéрвый завéт был утверждён не без крóви. Ибо Моисéй, произнеся все зáповеди по закóну перед всем нарóдом, взял кровь тельцóв и козлóв с водóю и шéрстью червлёною и иссóпом, и окропил как сáмую книгу, так и весь нарóд, говоря: «Это кровь завéта, котóрый заповéдал вам Бог». Тáкже окропил крóвью и скинию и все сосýды богослужéбные. Да и всё почти по закóну очищáется крóвью, и без пролития крóви не бывáет прощéния.
Итáк óбразы небéсного должны были очищáться сими, сáмое же небéсное лу́чшими сих жéртвами. (Евр 9:8–10, 15–23)
Среда 30-й седмицы по Пятидесятнице
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Закóн, имéя тень бýдущих благ, а не сáмый óбраз вещéй, одними и тéми же жéртвами, кáждый год постоянно приносимыми, никогдá не мóжет сдéлать совершéнными приходящих с ними. Инáче перестáли бы приносить их, потомý что приносящие жéртву, быв очищены однáжды, не имéли бы ужé никакóго сознáния грехóв.
Но жéртвами каждогóдно напоминáется о грехáх, ибо невозмóжно, чтóбы кровь тельцóв и козлóв уничтожáла грехи. Посемý Христóс, входя в мир, говорит: «Жéртвы и приношéния Ты не восхотéл, но тéло уготóвал Мне. Всесожжéния и жéртвы за грех неугóдны Тебé. Тогдá Я сказáл: вот, иду, как в начáле книги написано о Мне, испóлнить вóлю Твою, Боже».
Сказáв прéжде, что «ни жéртвы, ни приношéния, ни всесожжéний, ни жéртвы за грех, – котóрые принóсятся по закóну, – Ты не восхотéл и не благоизвóлил», потóм прибáвил: «вот, иду испóлнить вóлю Твою, Боже». Отменяет пéрвое, чтóбы постановить вторóе. По сей-то вóле освящены мы единокрáтным принесéнием тéла Иисýса Христá.
И всякий свящéнник ежеднéвно стоит в служéнии, и многокрáтно принóсит одни и те же жéртвы, котóрые никогдá не мóгут истребить грехóв. Он же, принеся одну́ жéртву за грехи, навсегдá воссéл одесну́ю Бóга, ожидáя затéм, докóле враги Егó бýдут полóжены в поднóжие ног Егó. Ибо Он одним приношéнием навсегдá сдéлал совершéнными освящáемых. О сем свидéтельствует нам и Дух Святый; ибо скáзано: «Вот завéт, котóрый завещáю им пóсле тех дней, говорит Госпóдь: вложу́ закóны Мои в сердцá их, и в мыслях их напишу́ их, и грехóв их и беззакóний их не воспомяну́ бóлее».
А где прощéние грехóв, там не ну́жно приношéние за них. (Евр 10:1–18)
Четверг 30-й седмицы по Пятидесятнице
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Не оставляйте уповáния вáшего, котóрому предстоит вели́́кое воздаяние. Терпéние ну́жно вам, чтóбы, испóлнив волю Бóжию, получить обéщанное; ибо ещё немнóго, óчень немнóго, и Гряду́щий придёт и не умéдлит.
Прáведный вéрою жив бýдет; а éсли кто поколéблется, не благоволит к тому душá Моя. Мы же не из колéблющихся на погибель, но стоим в вéре к спасéнию души. Вéра же есть осуществлéние ожидáемого и увéренность в невидимом. В ней свидéтельствованы дрéвние.
Вéрою познаём, что вéки устрóены слóвом Бóжиим, так что из невидимого произошлó видимое. Вéрою Авель принёс Бóгу жéртву лу́чшую, нéжели Кáин; ею получил свидéтельство, что он прáведен, как засвидéтельствовал Бог о дарáх егó; ею он и по смéрти говорит ещё. Вéрою Енох переселён был так, что не видел смéрти; и не стало егó, потомý что Бог переселил егó. Ибо прéжде переселéния своегó получил он свидéтельство, что угодил Бóгу. А без вéры угодить Бóгу невозмóжно; ибо нáдобно, чтóбы приходящий к Бóгу вéровал, что Он есть, и ищущим Егó воздаёт.
Вéрою Ной, получив откровéние о том, что ещё нé было видимо, благоговéя приготóвил ковчéг для спасéния дóма своегó; ею осудил он весь мир, и сдéлался наслéдником прáведности по вéре. (Евр 10:35–11:7)
Пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице
Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Вéрою Авраáм повиновáлся призвáнию идти в страну́, котóрую имéл получить в наслéдие, и пошёл, не знáя, куда идёт. Вéрою и сама Сáрра (бýдучи неплóдна) получила силу к прин́ятию сéмени, и не по врéмени вóзраста родилá, ибо знáла, что вéрен Обещáвший. И потомý от одногó, и притóм омертвéлого, родилóсь так мнóго, как мнóго звёзд на нéбе и как бесчислен песóк на берегу́ морскóм.
Все сии ýмерли в вéре, не получив обетовáний, а тóлько издали видели óные, и рáдовались, и говорили о себé, что они стрáнники и пришéльцы на землé; ибо те, котóрые так говорят, покáзывают, что они ищут отéчества.
И éсли бы они в мыслях имéли то отéчество, из котóрого вышли, то имéли бы врéмя возвратиться; но они стремились к лу́чшему, то есть к небéсному; посемý и Бог не стыдится их, называя Себя их Бóгом: ибо Он приготóвил им гóрод. (Евр 11:8, 11–16)
Суббота 30-й седмицы по Пятидесятнице
Ко ефесéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Подражáйте Бóгу, как чáда возлюбленные, и живите в любви, как и Христóс возлюбил нас и прéдал Себя за нас в приношéние и жéртву Бóгу, в благоухáние приятное. А блуд и всякая нечистотá и любостяжáние не должны дáже именовáться у вас, как прилично святым. Тáкже сквернослóвие и пустослóвие и смехотвóрство не приличны вам, а, напрóтив, благодарéние; ибо знáйте, что никакóй блудник, или нечистый, или любостяжáтель, котóрый есть идолослужитель, не имéет наслéдия в Цáрстве Христá и Бóга. Никтó да не обольщáет вас пустыми словáми, ибо за это прихóдит гнев Бóжий на сынóв противлéния; итáк, не бýдьте соóбщниками их. Вы были нéкогда тьма, а тепéрь – свет в Гóсподе. (Еф 5:1–8)