X. Дела внутренние
В делах внутренних видимый успех сопутствовал всем начинаниям царя Бориса. Ещё в царствование Феодора Иоанновича он явил себя опытным и деятельным правителем. Сам вступив на престол, он продолжал прежнее мудрое правление. Современник Бориса, строгий к нему, говорит, однако, об его царствовании: „Царь Борис о всяком благочестии и о исправлении всех нужных царству вещей зело печашеся, по словеси же своему о бедных и о нищих промышляше, и милость к таковым велика от него бываше; злых же людей люто изгубляше, и таковых ради строений всенародных всем любезен бысть“.
И действительно, царь Борис много потрудился над поддержанием благочестия, гражданского порядка и правосудия, много заботился о бедных и вообще о низших классах населения. Он сокращал число кабаков, вновь дозволил некоторые случаи перехода крестьян от одного помещика к другому, строго наказывал воров и разбойников.
В 1599 году царь Борис возобновил патриарху Иову ветхую грамоту Грозного, данную митрополиту Афанасию, и переписал её на своё имя. В ней царь подтвердил, что духовенство патриарших монастырей и все люди, служащие ему и живущие на его землях и землях его монастырей, подлежат только его патриаршему суду, исключая душегубство, и крестьяне патриаршие и его монастырей освобождены от разных повинностей. В том же году жители Вятского города Слободского били челом, что у них много людей желают постричься, но нет монастыря, а которые уже постриглись, то волочатся без пристроя между дворов, отца духовного у них близко нет, и они помирают без покаяния и причащения; есть монастырь Успенский в Хлынове, но далеко, да посадским людям и волостным крестьянам постригаться в нём трудно: архимандрит и старцы просят много вкладу, по десяти, пятнадцати и двадцати рублей, с убогого человека меньше десяти рублей не берут; а кому случится постричься у себя на подворье, то они без пяти рублей не постригут. Поэтому слобожане просили, чтобы патриарх позволил им построить монастырь у себя в городе, а строителя они уже выбрали. Патриарх согласился. В Верхотурье построил монастырь монах Иона по своему обещанию. В 1604 году патриарший тиун4 обратил внимание патриарха Иова на бесчинства, замечавшиеся в среде духовенства, и доносил, что в нарушение прежнего наказа старосты и десятские поповские в поповскую избу не приходят, попов и дьяконов от бесчиния не унимают; безместные попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и пред литургией правила не правят, садятся у Фроловского моста и бесчинства делают большие, бранятся скаредно, а иные играют, борются и на кулачки бьются; а которые нанимаются обедни служить, те идут в церковь, не простившись с теми из своих братий, с которыми бранились; служат обедни не во время рано, без часов; приезжие попы ему, тиуну, ставленных грамот своих не кажут, его не слушают, бранят и позорят. Патриарх подтвердил прежний наказ поповским старостам.
Для улучшения положения земледельческого сословия царь Борис также принимал меры. В царствование Феодора Иоанновича весьма стеснены были переходы крестьян от одного помещика к другому. Крестьяне сильно страдали от такого порядка. В 1601 и 1602 годах царь Борис издал несколько указов, в которых снова разрешался „крестьянский выход». Эти указы дозволяли детям боярским и вообще мелким землевладельцам перезывать друг от друга крестьян в двухнедельный срок после Юрьева дня осеннего и с платой рубля и двух алтын пожилого за двор. При этом были установлены ограничения: можно было перезывать к себе не более одного или двух крестьян разом, а в Московском уезде не дозволено перезывать крестьян вовсе; крупным владельцам, каковы государевы дворцовые и чёрные волости, владыки, монастыри, бояре, окольничие и другие, перезывать друг от друга крестьян прямо запрещено. Мелким владельцам угрожала царская опала, если они будут насильно удерживать у себя крестьян, не давать им законного отказа, т.е. не выпускать их к другому владельцу, чинить им „зацепки» и „продажи», бить их и грабить.
* * *
Тиун – родовое название для некоторых категорий частных слуг князей и бояр и для некоторых государственных административно-судебных должностей Древней Руси; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения. Тиун в готском переводе Библии Улфилы является в форме dius и в значении οικετης – домочадец, слуга, раб. Звание тиуна, как оно является в наших древних памятниках, можно означить словом «приставник», с неопределённым значением: приставник смотреть за домом, за конюшнею, за судом, за сбором доходов княжих, за селом княжим... – прим. эл. ред.