Источник

Часть 9, Глава 30Часть 10, Глава 1

Третий член Символа веры

31. Святоотеческие изречения о подражании Иисусу Христу

I. «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями» (Св. Иоанн Лествичник).

II. Св. Григорий Нисский сравнивает христиан с живописцами. «Каждый из нас, – говорить он, – есть живописец собственной своей жизни. Наша душа есть как бы полотно, добродетели – краски, Иисус Христос есть образец, с которого мы должны списывать». – Прекрасное сравнение! Как живописец имеет в уме, в воображении и перед глазами предмет, который хочет представит на полотне: так христианин при всех своих действиях должен устремлять взоры на Иисуса Христа. И как кисть, водимая рукою живописца, кладет на полотно цветы, подобные тем, какие он находит в образце: так воля наша, вспомоществуемая благодатию, чрез исполнение добродетелей, усматриваемых в Иисусе Христе, силится напечатлеть Его образ в душе нашей, и мы становимся более или менее христианами, смотря по тому, более или менее сходства имеем со Иисусом Христом. (Из «Цветн. дух.»).

III. «Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило и благочестие и добродетели, – пишет св. Василий Великий. Для того и воплотился Он, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, чтобы каждый и каждая, взирая на Него, по возможности, подражали Первообразу. Ибо для того носил наше тело, чтобы и мы, сколько возможно, подражали Его житию. Поэтому, когда слышишь об Его слове или действии, не слегка, не просто и не как случилось, выслушивай это, но входи в глубину созерцаний, соделывайся причастником таинственно преподаваемого» (Подв. уст. гл. 1, в русск. пер. Т. 5, стр. 379). «Он оставил жизнь Свою, – пишет он же в другом месте, – в образец и начертание добродетели для всех хотящих жить благочестно, чтобы и прочие, взирая на сии черты, отпечатлевали в жизни своей подобный образ. Он Сам учит о сем: «аще кто Мне служит, Мне да последствует» (Ин. 12:26), разумея не телесное за Ним последование, а точное, по возможности, подражание Его житию» (Там же, гл. 4, стр. 401–402).

IV. «Иисус Христос, – по словам св. Иоанна Златоуста, – глава, а мы тело: Он – основание, мы здание; Он – лоза, мы ветви; Он – жених, мы невеста, Он – пастырь, мы овцы; Он – путь, мы идущие; мы – храм, Он – обитатель; Он – первенец, мы – братия; Он – наследник, мы – сонаследники; Он – свет, мы освещаемые. Все сие показывает соединение и не допускает никакого пустого расстояние, даже самого малого» (В толк. на 1-е посл. к Кор. 3:11).

V. «Итак, – скажем словами священномуч. Киприана, – если мы во Христе, если мы облеклись в Него, если Он для нас есть путь спасения: то, следуя по спасительным стопам Христовым, будем подражать Его примеру, как убеждает нас к тому ап. Иоанн: «Глаголяй, в Нем пребывати, – говорит он, – должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит» (1Ин. 2:6)» (В слове о терпении).

VI. «Если бы Иисус Христос, – по словам св. Льва, папы римского, – не был истинным Богом, то не доставил бы нам исцеление, а если бы не был человеком, то не доставил бы нам примера» (В речи 1 о рожд. Иисуса Христа).

VII. Св. Иоанн Златоуст учит: «Трудна добродетель только при нашем нерадении. А что она легка и блага, послушай, что говорит Христос: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф. 11:30). Если же ты не чувствуешь легкости, то явно, что ты не имеешь твердого расположение к Нему; ибо когда ты имеешь сие расположение, то и трудное представляется легким, а когда не имеешь его, то и легкое представляется трудным» (В толк. на 1 посл. к Коринф., беседа XIV). В другом месте тот же св. отец объясняет: «Не бойтесь, услышав об иге: оно благо. Не страшитесь, услышав о бремени: оно легко... Если же ты еще боишься и содрогаешься, слыша об иге и о бремени, то этот страх не от свойства самой вещи, но от твоей лености. Ибо если ты будешь иметь ревность и решительность, то все для тебя будет удобно и легко» (В беседе ХХХVIII на Еван. Мф. 11:30). Еще в ином месте тот же вселенский учитель говорить, что христианин должен подражать любви Христовой ко врагам. «И Владыка твой любил и призывал к Себе ненавидевших Его, и чем немощнее они были, тем более прилагал о них попечений. Он удостаивал трапезы Своей мытарей и грешников. Сколько презирал и поносил Его народ иудейский, столько, или, лучше сказать, гораздо больше, Он оказывал к нему попечения из сердоболия. И ты подражай Ему» (Толков. на посл. к Рим. беседа 27).

VIII. «Он (Иисус Христос), – по словам священномуч. Киприана, – неверных преклонял к вере убеждением, неблагодарных приводил в чувство снисходительностию, противоречащим отвечал с кротостию, терпел милостиво гордых, гонителям смиренно уступал, убийц пророков и всегдашних врагов Божиих, даже в самый час крестных страданий, желал приобресть Богу» (В сл. о терпении).

IX. «Каждый христианин, – по учению св. Афанасия Великого, – должен быть кроток, тих и терпелив в бедствиях, никому не воздавая злом за зло, по тому что и Сам Христос подвергался поношениям от иудеев, терпел, переносил удары и заушения» (В кн. о девстве христиан.).

X. «Христианин, – по наставлению блаженного Августина, – есть тот, который не оставляет без внимания пути Христова, но желает шествовать по тому пути чрез страдания Христовы. Не желай идти другим путем, кроме, того, по которому шел Сам Христос. По-видимому, путь сей скорбен, но зато уже путь самый безопасный. Другой путь, может, быть, имеет утехи, но зато полон разбойников» (В толков. на Пс. XXXVI). – Подобно и св. Иоанн Златоуст внушает каждому христианину подражать в страданиях Иисусу Христу: «Если ты ученик, то подражай Учителю, это есть долг ученика. Если же Он Сам шел чрез скорби, а ты идешь чрез спокойствие, то ты не идешь тем путем, которым Он шел, а другим. Как же ты следуешь, не следуя? Как ты ученик, не следуя Учителю?» (Толк. на посл. к Евр. 12:2; беседа ХХ?III).

XI. При искушениях со стороны исконного врага, употреблен Господом пост, как лучшее средство (Мф. 4:1 и сл.). «Постом сим, – по словам Василия Великого, – Иисус Христос хотел научить нас, чтобы мы постом также приготовляли себя к борьбе со врагами» (в сл. 1 о посте). И св. Иоанн Златоуст, говоря о посте Иисуса Христа, внушает каждому из нас: «Из сего познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против диавола есть пост, – познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям и пьянству, сидя за роскошным столом, но должно соблюдать пост. Посему-то и Сам Христос постился, не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения»134 (Беседа ХIII, на Евангелие Мф. 4:1).

* * *

134

Примеч. Неверен взгляд римско-католиков на Евангелие, которое они считают системой различных предписаний человеку, что он должен, обязан делать, представляя Евангелие в смысле законодательства человеческого, – и на Иисуса Христа, как на сборник добродетелей, отчего их нравственное учение отличается формальностию и носят характер юридический. Неверен взгляд и протестантов, которые учат, что в падшем человеке, как потерявшем всякую восприимчивость к доброму и способность делать доброе, самовластно, безотносительно к нему, действует Сам Христос, и чрез это отнимают всякую самодеятельность в человеке, до уничтожение свободы, забывая, что только тот любит Христа, кто исполняет заповеди Его, и только с трудами в терпением достигается царство Божие» (Извлеч. из «Уроков по предмету прав. катехиз.» епископа Александра, стр. 57).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle