Источник

Часть 9, Глава 28Часть 9, Глава 30

Третий член Символа веры

29. Чудеса Иисуса Христа

Чудеса Иисуса Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, «ихже ин никтоже сотвори» (Ин. 15:24). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино (Ин. 2:1–11), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лк. 8:24; Мф. 8:23–27); шествовал по водам (Мф. 14:26); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей (Мф. 14; Мф. 15); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни (Мф. 9:20–23, 14:35, 36; Лк. 4:40); давал зрение слепым (Мф. 20:29–34; Мк. 10:46–52); слух глухим, язык немым (Мф. 9:32–35, 12:22; Лк. 11:14), исцеление прокаженным (Мф. 8:1–5); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон (Мф. 8:28–34; Лк. 8:26–40); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедной вдовы Наинской (Лк. 7:11–15), дщерь Иаира, начальника синагоги (Мф. 9:18, 19; Лк. 8:49), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня (Ин. 11). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его Крещения, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3:16, 17; Мк. 1:10, 11; Лк. 3:21, 22); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда «просветися лице Его яко солнце, ризы... Его быша белы яко свет», когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: «Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф. 17:1–5); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, «прииде же с небесе глас: и прославих, и паки прославлю» (Ин. 12:28–31); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда «от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого», и как только предал Он дух Свой в руки Отца Небесного, «завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего: и земля потрясеся: и камение распадеся: и гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых воссташа» (Мф. 28:45, 51, 52). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

Что чудеса эти были истинные, т. е. были события сверхъестественные, доказательством тому служат:

1) Самое их свойство: все они, очевидно, превышают силы и законы природы, и никакой здравомыслящий не станет утверждать, чтобы, например, возможно было человеку одним словом воскрешать мертвых и исцелять всякие болезни, или немногими хлебами насытить целые тысячи, или дать зрение слепорожденному и повелевать стихиями природы и подобное.

2) Образ их совершения. Спаситель совершал Свои чудеса так, что решительно невозможно подозревать в них какого-либо подлога, или искусства. Он совершал их – а) без всяких приготовлений, внезапно, как только представлялся случай; б) совершал одним словом, нередко одним прикосновением или даже мыслию и желанием (Лк. 6:19; Ин. 4:50–54; Мф. 8:8, 13); говорил расслабленному: «востани, возми одр твой и иди в дом твой», – и расслабленный исцелялся (Мф. 9:6); говорил прокаженному: «хощу, очистися», – и мгновенно оставляла его проказа (Мф. 8:3); воззвал к мертвому: «Лазаре, гряди вон» – и четверодневный мертвец, начавший уже смердеть, вышел из гроба (Ин. 11:43); в) совершал не в одном каком-либо определенном месте и не в одно какое-либо время, в присутствии немногих свидетелей, напротив всегда и везде, открыто и всенародно. Он проходил грады и веси иудейские, нередко сопутствуемый целыми тысячами народа, являлся во Иерусалиме, в местах общественных, в храме, во время великих праздников, на которые собирались иудеи со всех сторон, и везде показывал Свое всемогущество и чудодейственную силу. Исцеленные Им жили, после своего исцеление, в тех же городах и селах, где прежде видели их больными. Как болезни их, так и чудесное исцеление были известны их родственникам, соседям и всем согражданам; целые толпы стекались, например, чтобы видеть воскресшего Лазаря, так что начальники синагоги искали погубить его, «яко мнози его ради идяху от иудей и вероваху во Иисуса» (Ин. 12:11).

3) Цель этих чудес. Цель чудес евангельских была самая высокая, вполне достойная Бога. Она состояла в том, чтобы показать людям во Иисусе Христе истинного Мессию, Сына Божия, расположить их уверовать в Него, принять Его учение и благодать, и таким образом достигнуть вечного спасение (Ин. 10:38, 15:24; Мф. 11:20–24).

4) Их многочисленность и разнообразие. Спаситель сотворил не одно какое-либо чудо, не два, не десять, но беcчисленное множество. Его чудодейственная сила не ограничивалась какими-либо известными немногими действиями, но выражалась в много различных видах, простиралась на весь мир, и показывала в Нем Владыку всего существующего.

5) Исследование этих чудес самими врагами Спасителя (Ин. 9:12–34). Фарисеи, саддукеи, книжники и священники, враждовавшие против Иисуса, сами часто бывали свидетелями Его чудес, и видели все их необычайное действие на народ (Ин. 12:19). Быть не может, чтобы враги эти не позаботились всеми мерами обличить обман, если бы он здесь скрывался. В их руках находилась вся общественная власть: им легко было доказать ложь посредством судебных розысканий; достаточно было обличить подлог одного чуда, чтобы приобресть право подозревать истинность и всех прочих. И что же? Враги Господа Иисуса сами исповедуют подлинность Его чудес: «что сотворим? яко человек сей многа знамение творит, – говорили они между собою, – аще оставим Его тако, вси уверуют в Него» (Ин. 11:47, 48). И, осуждая Спасителя на крестную смерть, они не осмелились обличать Его пред народом в том, якобы Он творил ложные чудеса, хотя это им весьма поблагоприятствовало бы, но вынуждены были придумывать на Него лжесвидетельства.

6) Небоязненное, открытое указание на эти чудеса Самого Господа Иисуса Христа, как на важнейшее доказательство Своей Божественности. «Аще не творю дела Отца Моего, – говорил Он пред всеми, – не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом [Моим] веруйте» (Ин. 10:37, 38); «дела бо, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» (Ин. 5:36, снес. Ин. 14:11, 15:24). Мог ли бы Иисус Христос так решительно и всенародно указывать на Свои чудеса и давать им такое высокое значение, если бы в совершении их скрывался какой-либо подлог или участвовало искусство?

7) Точно такое же указание на чудеса Христовы св. апостолов. «Много... и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих, – говорит св. Иоани Богослов в своем Евангелии, – сия же писана быша, да веруете, яко Иисус... Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его» (Ин. 20:30, 31). «Мужие израильстии, – воззвал ап. Петр в речи своей к иудеям, по нисшествии на апостолов Духа Святого, – послушайти словес сих: Иисуса Назореа, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори тем Бог посреде вас, якоже и сами весте, сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте: Его же Бог воскреси» (Деян. 2:22–24; см. также Деян. 10:38; Евр. 2:3, 4).

8) Наконец, действие этих чудес на свидетелей. После того, как сотворил Спаситель первое знамение Свое в Кане Галилейской, «вероваша в Него ученицы Его» (Ин. 2:11); после воскрешения Им сына некоего царедворца в Капернауме, "верова в Него и сам царедворец, и весь дом его» (Ин. 4:53); после укрощения Спасителем бури морской, «Сущии же в корабли пришедше поклонишася Ему, глаголюше: воистинну Божий Сын их» (Мф. 14:33); после того, как Он напитал пятью хлебами и двумя рабами несколько тысяч народа, видевшие «знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко Сей есть воистину пророк грядый в мир» (Ин. 6:14). Вообще, побуждаемые чудесами Господа, «Мнози... от народа вероваша в Него, и глаголаху, яко Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит, яже Сей творит?» (Ин. 7:31), – и число этих веровавших было так велико, что сами фарисеи сознавались: «се мир по Нем идет»133 (Ин. 12:19). – (Из «Введ. в прав. Богосл.» м. Макария, стр. 294–299).

 

* * *

133

Примеч. Здесь считаем необходимым сказать несколько слов о нелепости и дикости теории позднейшего времени (наших дней), которая берет а себя объяснять евангельские чудеса, сравнивал их с гипнотическими внушениями при которых мысль или воля одного сильно убежденного или верующего человека воспринимаются душою другого человека, в котором они производят те или другие перемены или которого они наставляют совершать те или другие действие. Ложь этой теории обнаруживается: во 1) из того, что некоторые чудеса совершались без всякого влияние человеческого существа: напр., вспомним явление креста на небе Конст. В. и его войску; разрушение работ при постройке иерусал. храма при Юлиане Богоотступнике, – разрушение нечестивых городов Содома и Гоморры, внезапную смерть Ирода, Арие и многих других нечестивцев, гонителей церкви и еретиков; во 2) чудеса совершались не всегда людьми сильно убежденными и глубоко верующими: у чудотворцев были моменты колебаний, неуверенности и раздумья – согласны ли их действие с планами божественного Провидение и волею Божиею (Припомним, напр., колебание Моисея при изведении им воды в пустыне из камня). Святые чудотворцы очень часто условно решились молить Господа о чуде: если Богу угодно совершить его, если Бог услышит их грешные молитвы. А где есть условность желаний, там нельзя утверждать, что душа чудотворцев: их ум, чувство и воля переполнены были овладевшей их идей; в 3) как Господь наш И. Христос, так св. апостолы и другие угодники Божии силою И. Христа, совершали чудеса не только имевшие отношение к человеку, но и к неодушевленной природе, которая уже ни в каком случае не могла воспринимать влияния (или, как говорят наши противники, внушения) ума, воли или чувства чудотворца. Господь, напр., претворил воду в вино, ходил по водам, насыщал немногими хлебами множество людей, проклял смоковницу, которая немедленно засохла и т. п. Как можно объяснить подобные чудеса действием гипнотизма? Как можно допустит, не отказываясь от здравого смысла и не противореча тысячелетний опытам человечества, чтобы ум или воля человека, не посредствуемые ни словом, ни движением тела или иные каким образок, могли влиять на неодушевленные предметы? Только допущение вмешательства сверхъестественной силы Божией может дать ответ на этот вопрос. Если же нечто подобное совершается по-видимому как бы одним искусством человека, то здесь нельзя не видеть содействие злого духа (таковы, напр., чудеса египетских волхвов при фараоне во время Моисея, чудеса Симона волхва и т. д.); в 4) и при самой сильной вере чудеса совершались тогда только, когда это было необходимо для высоких религиозно-нравственных целей части или целого человечества: см. житие напр. муч. Уара; припомним здесь также и свидетельство св. ап. Павла, этого великого чудотворца, полного веры и упования: несмотря на троекратную к Богу просьбу, да отступит от него ангел сатанин, Бог не услышал его молитвы: чуда по молитве не последовало. И апостолу было потом объяснено для чего это нужно было: «да не превозношуся».


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle