Источник

Часть 9, Глава 26Часть 9, Глава 28

Третий член Символа веры

27. Сущность евангельского учения

Евангельское учение, состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности132, всецело направлено к одной великой цели – спасению человека.

Сущность закона веры Сам Иисус Христос выразил в следующих словах: «Тако... возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16), или: «се... есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа» (Ин. 17:3). И соответственно тому, в частности учил:

1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мф. 5:45; Ин. 4:24), едином по существу (Мк. 12:29), но троичном в лицах (Мф. 28:19), самобытном (Ин. 5:26), вездесущем (Ин. 4:21–23), всеблагом (Мф. 19:17), всемогущем (Мф. 19:26), Творце и Промыслителе вселенной (Мф. 6:26–29), Который отечески печется о всех Своих тварях, в особенности же о человеческом роде (Лк. 12:7).

2) О Самом Себе, как единородном Сыне Божием, пришедшем в мир для примирения и воссоединения человека с Богом (Ин. 3:16; 17:21), о Своих спасительных страданиях, смерти и воскресении (Мф. 12:40; 16:21).

3) Наконец о человеке падшем, поврежденном (Ин. 3:7), и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, может возродиться (Ин. 3:5), освятиться (Ин. 17:11, 17), воссоединиться с Богом чрез своего Искупителя (Ин. 14:6, 20), и таким образом достигнуть вечно-блаженной жизни за гробом (Ин. 3:16).

Сущность закона деятельности, сообразно с законом веры, Иисус Христос выразил в двух главных заповедях.

1) В заповеди о самоотвержении. «Иже хощет по Мне ити, – говорит Он, – да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8:34). Заповедь, очевидно, направленная к искоренению в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбия (Сир. 10:15), след., к очищению нас от всякой скверны плоти и духа (2Кор. 7:1), к отложению нами, «по первому житию, ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных» (Еф. 4:22), который никогда не внидет в царствие Божие (Ин. 3:5). И это самоотвержение, по слову Господа, должно обнаруживаться в том: а) чтобы мы оставили прежний, порочный образ жизни и покаялись во всех своих грехах (Мф. 3:2); б) чтобы мы охотно отказывались от всяких предметов мира, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам (Мф. 5:29–31); в) чтобы даже оставляли дом свой, отца, матерь, и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам отстать от нечестие и достигнуть спасение (Мк. 10:29; Лк. 14:26); г) чтобы мы старались не согрешать не только делом, но даже мыслию и словом (Мф. 5:28, 12:36).

2) В заповеди о любви к Богу и ближним (Мф. 22:37–39), – заповеди, имеющей целью укоренить в нас, вместо прежней, греховной, сеи новой жизни, святой и богоугодной (Ин. 13:34); привнести в нас нравственного совершенства (Кол. 2:14), и чистых, обновленных, воссоединить нас с Богом (Ин. 17:21). Изображая свойства любви к Богу, Господь учил, что она – а) должна быть самая искренняя, полная и совершенная (Лк. 10:27); б) должна выражаться в повиновении воле Божии в исполнении заповедей (Ин. 14:15, 21); в) всегда иметь в виду славу Божию (Мф. 5:16) и г) простираши до того, чтобы мы готовы были, ради имени Божие, погубит самую ее душу (Мк. 8:35). Равным образом, изображая свойства любви к ближним, учил, чтобы мы – а) любили всех людей, не только друзей, но и самых врагов (Мф. 5:44–48); б) не обижали ближних не только делом, но даже словом и мыслию (Мф. 5:22, 7:1, 2, 12); в) сами великодушно переносили все оскорбление и прощали за все обиды не только «до седьмы крат, но до седыми десяти крат седмерицею» (Мф. 5:38, 39, 6:14, 18:22); г) всегда были милосерды к своим ближним и помогали им в нуждах (Мф. 5:36, 42; Лк. 6:35) и д) были готовы, в потребных случаях, положиши самую «душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

А чтобы возбудит людей к принятию того и другого закона, закон веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствие и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего Единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не наследуют Его учению (Мф. 25:41; Лк. 13:28); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец Небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мф. 19:23, 29, 25:34); в) наконец – на ту беспредельную и в высшей степени трогательную любовь Божию к нам – грешным, которая явилась в дели искупление нашего от вечных бедствий и дарование нам вечного блаженства (Ин. 3:16, 17, 15:9, 13–15).

 

* * *

132

Примеч. Учение Христово нередко называется в Св. Писании законом (Ис. II, 3; Мал. IV, 2; 1Кор. IX, 21), в частности – законом веры (Рим. III, 27), заповедию или нравственным законом Христовым (Иоан. XIII, 34; Гал. VI, 2; снес. Мат. VII, 12; Иоан. XV, 12). Равным образом и разделение этого закона на две части – догматическую и нравственную, известно, как из Св. Писание (Матф. ХХVIII, 19 – 20; Иак. II, 24 – 26), так и из писаний отеческих (Cyrill. Нieros. Cathech. IV, n. 2; Christos, in Genes. homil. II, т. 5; ХIII, n. 4).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle