Первый член Символа веры
82. Нет в мире случая
Один шотландский философ, мудрый Беатти, возымел намерение, чтобы заронить в душе своего маленького сына веру в Провидение, употребить для этого в дело такое доказательство. Мальчику было пять или шесть лет, и он уже начинал читать, но отец не хотел еще, говорить ему о Боге, полагая, что в таком возрасте он не мог бы еще понять таких уроков.
Чтобы возбудить в его уме эту великую мысль, он придумал такой, соразмерный с его возрастом, способ. Никому ничего не сказав об этом, в одном уголке маленького своего садика он начертил на земле пальцем три начальные буквы имени своего сына, насыпал в бороздки семян брункресса и, прикрыв эти семена землею, заровнял место. «Дней десять спустя, – рассказывает он, – мальчик прибегает ко мне и с удивлением возвещает, что он нашел свое имя начертанным в саду. Я засмеялся при этих словах и показал вид, что не придаю никакого значения его рассказу. Но он настаивает, чтоб я непременно пошел посмотреть, что случилось. Пришедши на место, я сказал сыну: «Твоя правда, я вижу, что это действительно твое имя, но тут ничего нет удивительного; это – простой случай», и с этим стал удаляться. Но он не отставал от меня и сказал с полною серьезностию: «Быть не может, чтоб это был простой случай; непременно кто-нибудь приготовил и посеял семена, чтобы произвести это следствие». Может быть, и не таковы были подписанная слова его, но такова была сущность его мысли. «Так ты думаешь, – сказал я ему, – что ничто кажущееся нам столь правильным, как буквы твоего имени, не может быть произведением случая?» – «Да, – отвечал он твердо, – я так думаю». «Но если так, – сказал я ему, – то посмотри же теперь на себя самого: на твои руки с пальцами, на ноги и все члены – не кажутся ли они тебе правильными по форме и полезными в употреблении?» – «О, да – конечно», был его ответ. «Могло ли все это быть следствием случая?» – «Разумеется, нет, но непременно кто-нибудь должен был мне все это устроить». «Кто же это?» спросил я. – «Не знаю», отвечал мальчик. Тогда я назвал ему имя великого Существа, создавшего весь этот мир, и сообщил ему некоторые понятия о Его природе, подходящие к его возрасту. Урок этот глубоко врезался в его душу, и он никогда потом не мог забыть его, как не забыл и обстоятельства, которое дало повод к нему» (Извлеч. из соч. «О приготовлении рода человеческого к принятию христианства». Богословское и историко-философское исследование, стр., 523, 524. – Свящ. Г. М. Дьяченко).