Первый член Символа веры
80. Троякое проявление Промысла Божие
I. Промысл Божий выражается в сохранении тварей, (Пс. 103). Эту Мысль изъясняет: а) Василий Великий: «Всякое сотворенное естество, и видимое и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении» («О Св. Духе», гл. 8, в Тв. св. отц. VII, 259);
б) Афанасий Великий: «Всемощное и святейшее Слово Отца, обтекая все, и повсюду проявляя силы Свои, и освящая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничего не оставляет не причастным силы Своей, но все и чрез все, каждое существо порознь, и все существа вместе, оживляет и сохраняет» (Orat. соптга gеnt. n. 42);
в) Блаж. Августин: «Могущество Творца и сила Всесильного и Всесодержащего есть причина существования всякой твари; и если бы эта сила когда-либо перестала управлять тварями, то вдруг перестали бы существовать и виды их, и погибла бы вся природа. Ибо хотя у нас на земле воздвигнутое здание стоит даже после того, когда строитель, окончив свою работу, оставит его и отойдет; но мир не мог бы стоять и на мгновение ока, если бы Бог отъял от него Свое промышление» (De Senes. аd litt. IV, с. 12, n. 22);
г) Св. Григорий Богослов говорит: «Мы должны веровать, что есть Промысл, все содержащий и все связывающий в мире, ибо для тех существ, для которых необходим Творец, необходим вместе и Промыслитель, иначе мир, носимым случаем, как вихрем корабль, должен бы был, по причине беcпорядочных движений вещества, мгновенно разрушиться в первоначальный хаос и неустройство» (Слово о любви к бедн., в Тв. св. отц. II, 39);
д) наконец, блаж. Феодорит рассуждает так: «Неверующие в бытие Промысла и безумно утверждающие, что мир, состоящий из неба и земли, без кормчего носится в таком согласии и порядке, мне кажется, тоже делают, как если бы кто, сидя на корабле, и переплывая море, и видя, как кормчий распоряжается веслам и по надлежащему правит кормилом, – стал утверждать явную ложь, будто не стоит кормчий на корме, корабль не имеет весел, не направляется движением кормила, но несется сам собою, сам собою преодолевает нападение ветров, не нуждается в помощи корабельщиков или кормчего, который бы всем гребцам давал нужные приказания. Так думающие, явно и несомненно видя Владыку вселенной, Который управляет созданным от Него творением, и все ведет и движет в согласном порядке... произвольно слепотствуют или бесстыдно поступают, и получая дары Промысла, в то же время бесчестят их, и чем наслаждаются, тем самым вооружаются против Промыслителя» (De рrоvid. Orat. II in Т. О, р. 332, 333).
II. Промысел Божий о мире выражается также в содействии или попущении тварям. Об этом свидетельствуют св. отцы:
а) бл. Феодорит: «Ничто не происходит без воли Божией; но или Бог содействует во благом, или попускает бедствия за прежде бывшие грехи» (in сар. 38 Еzесhiеlis);
б) Дамаскин: «Зависящее от Промысла бывает или по благоизволению, или по попущению Божию. По благоизволению бывает все то, что беспрекословно добро; по попущению же противное... Выбор дел зависит от нас; конец же дел добрых – от Божия содействия: потому что Бог по предведению Своему праведно содействует избирающим доброе правою совестию; а конец дел худых зависит от оставления человека Богом, так как Бог праведно оставляет человека по тому же предведению» («Точн. изл. пр. веры», кн. II, гл. XXIX стр. 125–127).
в) Св. Кирилл Иерусалимский учит: «Божественное Писание и учение истины признают единого Бога, Который хотя над всем владычествует Своим могуществом, но многое так же терпит по Своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонниками, но терпит их по Своему незлобию; владычествует и над отметающимися Его еретиками; но терпит их по великому Своему снисхождению; владычествует и над диаволом, но и сего терпит, – терпит не по слабости, так как бы побеждаем был от него... О всемудрое Божие Провидение! Злую волю оно обращает в средство ко спасению верующих. Ибо как братоненавистное намерение братьев Иосифа оно обратило в средство собственного своего домостроительства, и, попустивши им продать по ненависти брата, открыло случай к возведению на царство того, кого оно само хотело, – равно и диаволу попустило вести брань против людей, дабы, победившие удостоились венцев, и дабы, по одержании победы, сам он, как побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению, а люди более прославились, как победившие того, кто был некогда архангелом» («Оглас. поуч.» VIII, п. 4).
III. Наконец Промысл Божий выражается в управлении миром и тварями.
а) Св. Ефрем Сирин: «Вижу здания, и заключаю о здателе; вижу мир, и познаю Промысл; вижу, что корабль без кормчего тонет; вижу, что дела человеческие ничем не оканчиваются, если Бог не управляет ими; вижу город, и различное устройство гражданских обществ, и познаю, что все держится Божиим распоряжением. От пастыря зависит стадо, а от Бога все, что возрастает на земле. В воле земледелателя отделение пшеницы от терний; в воле Божией благоразумие живущих на земле, во взаимном их единении и единомыслии. В воле царя расположит полки воинов; в воле Божией – определенный устав для всего. На земле ничего нет невозглавленного, потому что начало всему Бог. Реки от источников, а законы от Божией премудрости. Земля приносит плоды: но если нет дождя с неба, ничего не может произвести сама от себя. День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце: так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом» («Облич. себе самому и испов.», в Тв. св. отц. ХII, 216).
б) Св. Григорий Богослов: «Бог, как скоро устроил мир, с первого же мгновения, по великим и непреложным законам, движет и водить его, как кубарь, ходящий кругами под ударом. Ибо не самослучайно естество сего обширного и прекрасного мира, которому нельзя и вообразить чего-либо подобного, и в продолжение толикого времени предоставлен он не самослучайным законам... И лик певцов расстроится, если никто им не правит. Вселенной же не свойственно иметь иного правителя, кроме Того, Кто устроил ее» («Таинст. песн. слов.» 5, в Тв. св. отц. IV, 231).