Источник

Часть 7, Глава 7Часть 7, Глава 9

Первый член Символа веры

8. Пример мужественного исповедания христианской веры

I. Святой мученик Варлаам28 за исповедание имени Христова уже в глубокой старости предан был суду и претерпел много мучений... Наконец нечестивые язычники, принуждая его к идолопоклонству, привели в капище Аполлона, и повелев протянуть руку над пылающим жертвенником, положили на нее горящие угли с ливаном и смирною, в том намерении, что св. страдалец, чтобы избавиться от ужасных мучений, вынужден будет отрясти эту жертву на идольский алтарь; и, если бы это случилось, хотели пред ним восплескать руками и с хохотом сказать: «Уже принес жертву богам нашим!» Но нечестивые и жестокие язычники не могли восторжествовать над твердостию св. мученика: старец, держа в руке своей горящий огнь, явился тверже железа и, не тронувшись с места, не испустив ни одного вздоха, стоял до тех пор, пока отгорели пальцы его и с углями упали на жертвенник. Он произносил только тихим голосом: «Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, и персты мои на брань" (Пс. 23:1, 2). Так мужествен и непобедим показался крепкий страдалец и воин Христов Варлаам! Имея десницу свою вместо алтаря Господня, как говорит Святой Василий Великий, он принес себя в жертву всесожжения Господу и в руце Его предал святую душу свою (Уч. благоч.).

II. Св. Иакинф был родом из Кесарии Каппадокийской. Он служил при дворе императора Траяна (98–117). Однажды во время торжественного языческого жертвоприношения, в котором участвовал сам император, Иакинф, оставшись дома, молился Богу. Один из его сверстников, узнав об этом, донес императору. Траян, призвав Иакинфа, заставлял его есть идоложертвенное мясо. Юноша отказался и громко исповедал свою веру в истинного Бога. Его подвергли побоям, хотели насильно вложить ему в рот куски мяса, но он, плотно сжавши зубы, противился всем попыткам язычников. Его заключили в темницу и морили голодом для того, чтобы заставить вкусить идоложертвенного мяса. Тридцать девять дней терпел юноша страшный голод; когда на сороковой день тюремный сторож вошел в темницу, св. Иакинф был уже мертв. Тело мученика, по приказанию Траяна, было выброшено на съедение хищным животным, но один священник, по имени Тимофей, взял и похоронил его. Мощи св. Иакинфа были перевезены в Кесарию Каппадокийскую и там прославились чудесами (Четьи-Минеи 3 июля).

III. Св. священномученик Вавила и с ним три отрока. Когда священномученик Вавила подвергаем был тяжким истязаниям за веру во Христа, то при нем были три отрока, которых он почитал своими детьми, потому что породил их благовествованием Христовым, воскормил поучением в вере и благочестии и возрастил пастырскими и отеческими наставлениями своими. Царь Нумериан, не довольствуясь истязанием св. Вавилы, стал мучить и детей, Старшему было 12 лет, среднему – 9, а меньшему 7 лет. Мучитель приказал наказать их ударами, каждого по числу его лет. Дети стерпели ради Христа наказание и сожалели только о том, что по малочисленности своих лет потерпели не многочисленные удары. Они объявили с твердостию, что не перестанут покланяться Христу, хотя бы и умерщвлены были. Ожесточенный мучитель велел повесить на дереве св. Вавилу и трех детей и жечь их огнем. Но и эту муку стерпели отроки, верные Христу. Тогда гонитель осудил их всех на смерть и им отсечены были головы. Святых детей мучеников, по завещанию Вавилы, положили с ним в одном гробе. Так то неразлучные с своим наставником в жизни, св. отроки и по смерти своей не разлучились с ним (Четьи-Минеи, сентября 4 дня).

IV. Св. муч. Лаврентий. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Валерианом, в числе прочих христиан представлен был на суд и св. Лаврентий, диакон римской церкви. Когда его спросили, где он скрыл церковные сокровища, он отвечал: «Приходите, я скажу вам!» Его отпустили. Лаврентий собрал больных и нищих, привел их и сказал: «Вот лучшие сокровища христианской церкви, которые не могут быть отняты тиранами!» Осмеянные язычники предали Лаврентия жестоким мучениям. Ему сказали, что освободят его, если он назовет прочих христиан, но он отвечал: «Рабов Христовых я не назову и не боюсь никаких мучений». Осужденный потом на сожжение, св. Лаврентий изумил своею твердостию самих язычников. Для него придумали жестокое мучение. Приготовили костер и железную решетку, на которую и положили мученика в оковах. Медленный огонь сожигал тело страдальца, но лице его сияло величием. Страдания не вынудили у него ни одной жалобы, ни одного стона. Вот огонь уже пожрал одну сторону его тела, тогда мученик спокойно и с дивным терпением сказал мучителям: «Уже одна сторона испеклась, пора оборотить и на другую!» Так умер герой мученик, но не назвал христиан, чтобы самому избежать мучений (Чет.-Мин., август 10 день).

V. Св. мученик Каллиник, живший в третьем веке по Р. Х., воспитан был в христианском благочестии. Достигши мужского возраста, он с прискорбием видел, что многие отреклись от Христа из страха, а еще больше было таких, которые по неведению и заблуждению верили в языческих бездушных идолов и, приносили им жертвы. Поэтому он возымел ревность проповедовать имя Христово, и проходя многие города и села, апостольски проповедовал слово евангельское. Но в городе Анкире он был взять неверными и представлен на суд князю Сакердону, лютому гонителю христиан. Он сначала подверг Каллиника бичеванию воловьими жилами, потом, повесив его на дереве, терзал его тело железными крючьями; снявши с дерева, он обул его в сапоги, набитые железными остриями. В этой мучительной обуви св. Каллиник препровожден был в г. Гангру, куда мучитель послал его на казнь затем, что в этом городе мученик обратил очень многих ко Христу. Здесь он был вброшен в пылающую огнем печь и предал свою душу Богу, не изменив Ему (Чет.-Мин., 29 июля).

VI. Св. великомуч. Иаков Персиянин жил в IV столетии и происходил из знатной фамилии одного персидского города. Родители его были христиане и воспитали сына в христианском благочестии. Св. Иаков служил высоким сановником при персидском дворе, и царь Издегер очень любил его. Случилось, что Иаков из угождения царю-идолопоклоннику оставить христианскую веру и вместе с ним стал служить идолам. Когда узнали об этом благочестивые его родители и жена, то сильно огорчились и написали ему письмо, в котором укоряли, зачем он так угождает царю, который нынче жив, а завтра умер, грозили наказанием Божиим за отступление от Христа и говорили, что он теперь не родня им, и они ему чужие. Письмо это, как громом поразило Иакова, и он раскаялся. Придворные скоро заметили перемену в нем и донесли царю Варарану, сыну умершего Издегера. «Так-то ты платишь за благодеяния отца моего и мои собственные?! Если ты не переменишься; то знай, что я предам тебя лютейшей казни», сказал Вараран Иакову. «Я не боюсь смерти, она есть сон. Как пробуждаются люди от сна, так восстанут и от смерти в день пришествия Христова. От смерти приходят в ужас лишь не чтущие Бога». Тогда царь собрал вельмож и спросил, какою смертию казнить Иакова. Один из них сказал, что должно растянуть его и отрубить у него сперва пальцы на руках и ногах, один за другим, а потом самые руки и ноги, далее плечи и колена и, наконец, голову. Так и было сделано. Христиане, узнав о такой жестокой казни Иакова, все остались у себя в домах и молили Господа о помощи ему перенести казнь. И сам он попросил позволения помолиться пред казнию. Казнь началась, и св. мученик мужественно терпел жестокие страдания, и, после отсечения каждого члена, произносил или краткую молитву или поучение и утешение себе. «Изведи из темницы душу мою, чтобы славить Имя Твое, Господи. Аминь», сказал, наконец, Иаков пред отсечением главы. Члены и кровь мученика христиане собрали и честно погребли (Чет.-Мин., 27 ноября).

 

* * *

28

Святой мученик Варлаам, уроженец Антиохии Сирийской, жил в царствование Диоклетиана. Память его ноября в 10 день.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle