Источник

Часть 7, Глава 55Часть 7, Глава 57

Первый член Символа веры

56. Падение диавола и ангелов его

Отцы церкви утверждают, что диавол пал совершенно свободно, не побуждаемый к этому никакою необходимостью. Так св. Василий Великии говорит, что «диавол пал по собственному своему произволению потому, что он имел свободную жизнь и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удаляться от Благого, Гавриил Ангел – и всегда предстоит Богу. Сатана – ангел, и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого соблюло в горних произволение и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога, и это отчуждение от Бога есть зло. Так диавол лукав, имея лукавство от произволения» (Твор: св. Василия Великиго, в русск. перев, ч. IV. «Беседа о том, что Бог невиновник зла», стр. 157).

Прекрасно рассуждает об этом также св. Иоанн Дамаскин. «Из сих ангельских сил, – говорит он, – надземного мира начальник, которому Бог поручил охранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага, и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла. Но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, а по свободному произволению обратился от естественного к противоестественному и вознесся против Бога, Творца своего, восхотел восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал во зло. Будучи создан от Творца светом и быв благим, он по свободной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом они имея одинаковое с Ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу» (Иоанна Дамаск. «Точное излож. православ. веры», стр. 57, 58).

Что же было побуждением к падению диавола? Ясного указания на это нет в Св. Писании, но можно только заключать об нем на основании слов ап. Павла в 6 стихе III главы первого послания к Тимофею. Ап. Павел говорит здесь, что епископ не должен быть «из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим. 3:6). Одинаковость осуждения предполагает одинаковость преступления. Если же епископ, поставленный из новообращенных, может подпасть одинаковому с диаволом осуждению за гордость, которая при этом может в нем возникнуть, то, значит, и грех диавола, за который он, с своей стороны, подпал осуждению, есть также гордость. Таким образом побуждением к падению диавола, как можно заключать из указанного места послания ап. Павла к Тимофею, была гордость, которая выразилась, вероятно, в недовольстве диавола своим состоянием и в высокомерном желании сравняться с Самим Богом. Что диавол пал по гордости, вследствие своего высокомерия, в этом уверяют нас также и св. отцы церкви. Так св. Григорий Богослов говорит: «Самый первый светоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественною славою, возмечтал о царственной чести великого Бога, – погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда, и, захотев быть богом, весь стал тьмою. Так он за превозношение низринут с своего небесного круга» (Твор. св. Григория Богослова, в русск. перев. 1844 г. ч. IV, стр. 237, 238. Ср. также его творения, III ч. стр. 204 и 241-я, где он также говорит, что диавол пал от превозношения. Сн. кн. «Грех, его происхождение сущность и следствия» свящ. В. Велтистова. 1885 г. стр. 135–137).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle