Источник

Часть 7, Глава 27Часть 7, Глава 29

Первый член Символа веры

28. Бог Вечен

«Я – Господь первый, и в последних – Я Тот же» (Ис. 41:4), «Я первый и Я последний» (Ис. 48:12). «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец... Я есмь Первый и Последний» (Апок. 1:8, 17), говорит о Себе Сам Бог. «Бог, – говорит Григорий Назианзен, – всегда был, есть и будет; но лучше сказать, что Он всегда есть, потому что был и будет означают деление нашего времени и свойственное естеству преходящему, а Сущий – всегда».

Эту же мысль впоследствии блаж. Августин выразил в следующей очень наглядной и остроумной формуле. «Всякое прошедшее уже не есть существующее, а всякое будущее еще не есть существующее, следовательно, как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следовательно у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее».

Прямее же и положительнее мысль о вечности Божией раскрывает Исидор Пелусиот, который определяет ее так: «вечность есть как бы присножизненность», почему понятие это прилагается обыкновенно к одному безначальному естеству, в котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо и тому, что приведено в бытие и не умирает, напр. Ангелу, душе...; а вечность в собственном смысле принадлежит божественной сущности, почему и приписывается обыкновенно только достопоклоняемой и царственной Троице, Которая не терпит выражений: «прежде и после», не допускает понятий: «первое, второе и третье», потому что Божество превыше числа и первоначальнее времен» (См. «Опыт. прав. догм. Богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. т. II, стр. 115).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle