Об откровении божественном
2. Божественное откровение сообщалось людям постепенно и в доступной форме
Эту истину Божественной попечительности о людях так развивают св. Василий Великий и Григорий Богослов. Первый говорит: «Домостроитель нашего спасения вводит нас, подобно глазу человека, выросшего во тьме, в великий свет истины после постепенного к нему приучения, потому что щадить нашу немощь. В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал Он для нас это легкое и к нам применимое руководство, приучая видеть сперва тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы, приступив вдруг к зрению чистого света, мы не омрачились. На этом-то основании и придуман закон, «имый сень грядущих» (Евр. 10:1), и предображения у пророков – эти гадания истины, для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переход от них к премудрости в тайне сокровенной» (De Spirit. Sanct. с. 14 sub fin). «В продолжение веков, – говорит Григорий Богослов, – были два знаменательные преобразования жизни человеческой, называемой двумя Заветами. Одно вело от идолов к Закону, а другое – от Закона к Евангелию... Но с обоими Заветами произошло одно и тоже. Что же именно? Чтобы нам узнать, что нас не принуждают, а убеждают, ибо что непроизвольно, то и непрочно. Добровольное же и прочнее и надежнее. И первое есть дело употребляющего насилие, а последнее – собственное наше. Первое свойственно насильственной власти, а последнее – Божию правосудию» (См. кн. «Опыт. прав. догм. Богосл.» Еп. Сильвестра. Киев. 1884 г., стр. 31–32, т. I).