Источник

19. Имеет ли цену в очах Божиих начатое, но неоконченное покаяние?

Св. Афанасий Вел. на вопрос: «Если кто-нибудь, учинив великий грех, осудит самого себя и начнет каяться, а потом через три дня умрет, что должно думать о нем?» отвечает: «Если он, начавши покаяние, удержал душу свою от злых желаний, и дал обет Богу, что не будет уже повторять содеянных им грехов, и в таком расположении на завтра умрет: то Бог принял его покаяние, как и разбойника. Ибо начинать покаяние в воле человека, а жить, или умереть зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы долее жили» (Из «Посл. к княз. Антиоху», вопр. 67).

Вот пример такого спасительного покаяния: «Женщина, бежавшая из одного монастыря (в Солуне), несколько лет провела в нечестивой жизни; наконец, увидя всю опасность своего греховного состояния, пошла опять в свой монастырь, чтобы там покаяться, но у самых врат упала и умерла. Какая участь души ее, только что вступившей на путь покаяния? Одному епископу открыто было следующее видение: Ангелы держали душу грешницы, а демоны состязались с ними, утверждая, что сия душа, не успевшая покаяться, принадлежит им. Но Ангелы отвечали, что Бог уже видел сердце грешницы, приклонившееся к покаянию, и что если она не продолжала покаяния, то сие потому, что не в ея власти было жить долее. Услышав это, духи злобы с посрамлением бежали» (Прол. июль 14 д. и подобный пример мая 10 дня).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle