Источник

Часть 19, Глава 1Часть 19, Глава 3

О таинстве причащения

2. Библейские тексты о св. причащении

Первое причащение было на последней Пасхе, которую отпраздновал Господь с Своими учениками: «ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Мф. 26:19). – «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). – "Ибо я (говорит св. ап. Павел) от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор. 11:23–25).

Св. причащение есть вкушение пречистые крови и тела Иисуса Христа: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16). – «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53–55).

Св. причащение должно быть совершаемо в воспоминание Его искупительной смерти. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). – «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творити в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор. 11:24, 25).

Строгое испытание самого себя предписывается прежде причащения: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1Кор. 11:28), – «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя иcследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор. 13:5).

Св. причащение должно быт принимаемо с решимостию вести новую жизнь: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы беcквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7). – «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор. 10:21).

Духовная благодать, вытекающая из причащения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:56–58).

Первобытная церковь совершала причащение: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). – «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян. 20:7).

Тот, кто недостойно участвует в причащении

а) повинен против Тела и Крови Христовых: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11:27).

б) привлекает на себя суд Божий: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11:30–32).

в) вкушает и пиет осуждение себе: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не раcсуждая о теле Господнем»252 (1Кор. 11:29).

 

* * *

252

Примеч. Критическое замечание об отступлении западной церкви от православной в совершении Таинства Причащения. 1. Римско-католическая церковь отличается в учении о таинстве св. причащения во 1-х тем, что в ней веществом для таинства причащения служит хлеб пресный вместо квасного. Начало этому обычаю положено было в VII веке, в Испании, но господствующим в римской церкви он сделался в XI веке. Это нововведение западные христиане доказывают тем, будто Иисус Христос установил таинство св. причащения «в первый день опресночный». Это неверно. Иисус Христос установил таинство св. причащения, по свидетельству евангелиста Иоанва (гл. ХIII, ст. 1) прежде Иудейского праздника Пасхи, следовательно, прежде употребления опресноков, и значит, прежде первого дня опресночного. Если же евангелисты Матфей (XXVI, 17) и Марк (XVI, 12) говорят, что Тайная вечеря была в первый день опресночный, то их слова, на основании прямого указания евангелиста Иоанна, очевидно, необходимо понимать в значении дня, ближайшего к празднику опресноков, который начинался на другой день, после еврейского праздника Пасхи, именно 15 числа месяца Нисана. Следовательно Тайная вечеря, бывшая 13 числа этого месяца, была в такое время, когда иудеи употребляли еще хлеб квасный, который Христос Спаситель и употребил, при установлении таинства св. Причащения. 2. Миряне в римской церкви причащаются только под одним видом, – под видом хлеба – тела Христова. Обычай этот явился на Западе в 13 веке, а в 15, по распоряжению Базельского собора, он признан был обязательным для всех западных христиан. В оправдание этого обычая, в римской церкви представляют следующие основания: а) говорят, будто нет прямого повеления Самого Господа, чтобы все последователи Его причащались непременно под обоими видами. А слова Господа: Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Иоан. VI, 53), и потом «пийте от нее вси», разве не заключают в себе прямого указания на то, что всем христианам следует причащаться под обоими видами, – хлеба и вина, – тела и крови Христовой. б) Говорят: миряне, по неосторожности, могут пролить кровь Христову. А священнослужители разве не могут по неосторожности пролить, однако же они, по учению римской церкви, не лишаются приобщения крови Христовой. в) Говорят: некоторые из мирян имеют природное нерасположение к вину и не употребляют его. Эта причина касается столь редких исключений, из-за которых несправедливо было бы лишать всех мирян причащения крови Христовой. Да можно ли допустить, чтобы человек не мог принять и одной капли вина? г) Наконец, говорят: „где тело, там и кровь, и потому причащающиеся тела Христова, причащаются вместе и крови Его». Вывод произвольный, противоречащий прямому повелению и примеру, данному Самим Господом, а равно и тому, что подобный вывод не имеет места в римской церкви, по отношению к священнослужителям. 3. Младенцы совсем не допускаются в римской церкви до причащения святых таин, на том основании, что они не могут сознательно приготовиться к нему. В таком случае, нельзя было бы допустить младенцев и до принятия крещения. А согласно ли это со словами Господа, имеющими прямое отношение, как к взрослым, так и младенцам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе? (Иоан. VI, 58). 4. Пресуществление св. даров, по верованию римской церквм, совершается во время произнесения священником слов: «приимите, ядите, сие есть тело Мое»... а по учению церкви православной, после призывания Св. Духа, во время благословения св. даров. Об истинности последнего учения свидетельствует самый порядок совершения таинства. Если допустить учение римской церкви, то в таком случае совершенно излишни были бы действия, совершаемые после произнесения слов Христовых: приимите, ядите.. – именно призывание Св, Духа на предложенные дары, и благословение их с произнесением слов: «и сотвори убо хлеб сей»... Лютеране не только употребляют хлеб пресный, по примеру римской церкви, но и не признают самого пресуществления в таинстве св. Причащения. По их мнению, вопреки ясных слов Спасителя: „сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя», хлеб и вино суть только символы, или знаки тела и крови Христовой, а не самое пречистое тело и кровь Его. Кроме того, благодатная сила этого таинства, по их мнению, условливается не самим существом таинства, а верою совершителей и принимающих его. И то и другое мнение, очевидно, уничтожает самую сущность таинства и не согласимо с самим понятием о таинстве, и с значением силы Божественной.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle