Источник

Часть 15, Глава 7Часть 15, Глава 9

Девятый член Символа веры

8. Что нужно разуметь под понятием «благодать Божия?»

Слово «благодать» весьма часто встречается в Св. Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах: а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Есф. 2:15, 8:5); б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1Пет. 5:10; Рим. 11:6; Зах. 12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс. 83:12, 146:8, 9; Деян. 14:15, 17, 17:25; Иак. 1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор. 12:4–11; Рим. 12:6; Еф. 4:7, 8); в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатию Господа нашего Иисуса Христа. «Явися... благодать Божия спасительная всем человекам... Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго» (Тит. 2:11, 3:4, 5); г) но собственно благодатию называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая и совершенствуя в ней, совершает наше освящение и спасение211.

 

* * *

211

Примеч. Все доселе сказанное можно коротко изложить следующими словами одного нашего богослова: „Все действия Духа Святого в деле спасения человека называются вообще благодатию. По буквальному значению своему благодать есть такое даяние, которое происходит от благого, дается по благости и составляет истинное благо, следовательно – всякий дар Божий. Но так как блага, какие мы получаем от Бога в самом бытии своем и в средствах к его поддержанию и продолжению, составляют или самое естество наше, или естественные условия нашей жизни, и потому могут почитаться как бы нашею собственностью: то в слове Божием под благодатию разумеется по преимуществу даяние Божие сверхъестественное, или та сверхъестественная божественная сила, которая непосредственно действует на человека в ею вечному благу, равно как и самое спасительное действие, которое совершается ею над человеком и в человеке. Таким образом не должно смешивать благодати с общими действиями Промысла Божия, как это делают, вслед за древними пелагианами, многие из новейших протестантских богословов». – (Из кн. «Очерки догматического православно-христианского учения». Записки дрот. Н. Фаворова. Изд. 4. Киев. 1878 г.. стр. 178).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle