Девятый член Символа веры
46. Мощи святых
Отцы VІІ-го вселенского собора постановили (деяние VI): «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных». Приснопамятный митрополит Московский Филарет, в своем слове о нетлении мощей, поучает: «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нея силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем, и даже благоухает ею и для других. И поскольку сила Христова нетленна, то естественно, что она, вселяясь (2Кор. 12:9) в человеков, «иже Христовы суть» (Гал. 5:24), и телесам их сообщает нетление; поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она через них чудодействует, когда то благоугодно Господу, подобно как некогда чудодействовала, через «главотяжи и убрусцы», которые были на теле святого апостола Павла, и приняли в себя пот его (Деян. 19:12), и через одно осенение тению святого апостола Петра220“ (Деян. 5:15). – («Из слова о нетл. мощей»).
* * *
Примеч. Представим здесь главнейшие основания благословейного почитания мощей св. угодников Божиих. И из Божественного откровения и из всеобщего нашего опыта известно, что после того, как первым человеком введен в мир грех, а грехом – смерть, которая перешла на всех даже и на не согрешивших, по подобию Адама, человеков (Римл. 5, 12, 14), истление тела нашего сделалось неизбежным уделом умирающих людей, потому что правосудным Богом определено согрешившему человеку обращаться в землю, из которой первый человек создан был. Но вот, как бы для удостоверения всех земнородных в том, что по силе благодати, открывшейся явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, истребившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие (2Тим. 1, 10), тленному нашему телу надлежит облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие (1Кор. XV, 53), – а вместе и как бы для опытного убеждения желающих войти в живот вечный в том, что слушающий слово Христово и верующий в пославшего Его имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Иоан. V, 24), Бог и Отец Господа вашего Иисуса Христа, Отец славы, некоторых из Своих св. угодников облекает нетлением. Такая необычайная милость Божия к некоторым из св. угодников, естественно обязывает нас к благоговейному почитанию как их самих, так и прославленных чудесным нетлением св. мощей их. Св. церковь так всегда и поступала. Кроме многочисленных праздников в честь св. угодников, она установила также и целый ряд праздников не только в воспоминание обретения св. мощей их, но даже и в воспоминание перенесения этих последних из одного города или из одной области в другой город или в другую область. Суемудрые совопросники века сего, отвергая все священное, в то же время восстают и против почитания мощей св. угодников Божиих. Но да простит их Господь, так как они не ведят, что творят, – и да приведет их Своею благодатию в познание истины и на путь покаяния. О них у нас не будет речи; мы будем иметь в виду только верных чад православной церкви, которым и напомним здесь о главнейших основаниях благоговейного почитания мощей св. угодников Божиих. Первое основание, почему мы должны оказывать благоговейное чествование мощам св. угодников Божиих, заключается в том, что Сам Бог благоволил почтит и прославить их многоразличными чудесами и знамениями. Примеры на это мы встречаем и в Св. Писании, и в истории церкви христианской. Еще в ветхозаветных книгах Священного Писания описано следующее замечательное событие: умер пророк Елисей, и похоронили его. На следующий год мимо того места, где он был похоронен, несли одного мертвеца для погребения. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на израильскую землю. Несшие мертвеца испугались и бросили его в ту самую пещеру, в которой похоронен был пророк Елисей. Но как только этот мертвец коснулся костей пророка, то ожил и встал на ноги (4Цар. XIII, 20 – 21). В истории христианской церкви представляется нам такое множество чудес, совершившихся от мощей св. угодников Божиих, что нет никакой возможности даже и перечислить их. Так, от мощей св. Николая истекало благовонное миро, больные получали здоровье, глухие – слух, немые – способность говорить, слепые – зрение и проч. Подобные чудеса совершались от мощей в других св. угодников Божиих. Даже самое открытие мощей какого-либо св. угодника Божия всегда совершалось во особенному откровению Божию и с особенными чудесными знамениями. Воспомним хотя один пример в подтверждение этих слов. Вот является во сне священнику Лукиану неизвестный человек и говорит: „доколе наши мощи будут оставаться не открытыми и лежать в небрежении? Поди в Иерусалим и скажи архиепископу Иоанну, чтобы он сделал надлежащее распоряжение об открытии их“. – „Кто ты? спросил священник явившегося. – „Я, отвечал он, Гамалил, питатель и учитель Павла, апостола Христова. Со мною почивает и св. Стефан, побитый камнями от иудеев за веру Христову; я похоронил его в пещере своей. В той же пещере положен Никодим, наученный св. вере от Самого Господа и, по вознесении Его, принявший крещение от св. апостолов. Иудеи хотели убить его, как и Стефана, но не сделали этого только потому, что он сродник мой. Они отняли у него начальство и имение и выгнали его из города. Но я приютил его в своем селении, где он и жил до смерти своей. В той же пещере похоронен мною и сын мой Авив, принявший со мною крещение от св. апостолов“. Видение повторилось до трех раз. Священник поведал об этом видении архиепископу Иоанну, а тот повелел ему отыскивать св. мощи И вот, по указанию самого Гамалиила, явившегося во сне иноку Нугетию, св. мощи были отысканы. Для открытия их прибыл сан архиепископ Иоанн. Когда же открыли гроб св. первомученика Стефана, то потряслась земля, и услышан был голос поющих ангелов, а от св. мощей исходило неизреченное благоухание... И стали собираться к св. мощам страждующие различными недугами и с верою прикасаться к ним. Число исцелевших было на этот раз 73. Впоследствии чудеса от св. мощей св. Стефана совершались постоянно: и тогда, когда они находились в Иерусалиме, и тогда, когда перевезены были в Царьград (Четьи-Мин. 2 авг.). Вообще можно сказать, что чудеса от мощей св. угодников Божиих во все времена христианства совершались, и до ныне совершаются, в изобилии. Второе основание, почему мы должны благовейно чествовать мощи св. угодников Божиих состоит в том, что сама святая церковь, во все времена, последуя Священному Преданию, оказывала и оказывает им надлежащее почитание. С этою целию она всячески заботилась о приобретении мощей св. угодников Божиих и сохранении их. Когда воздвигаемы были на христиан гонения, тогда она скрывала св. мощи в потаенных местах и там устраивала над ними алтари. А когда гонения прекратились, тогда она стала содержать их открыто, устраивать для них серебряные раки, новые храмы а разные украшения. Самое же открытие мощей, а равно и перенесение их куда-либо она совершала с особенною торжественностью и установила в память этих событий особые праздники. Впоследствии св. церковь постановила, чтобы, при освящении храмов, полагалась часть св. мощей или под престол, или, по крайней мере в антиминс, а без этого и божественная литургия не может быть в них совершаема. Почитая, таким образом св. мощи, она, вместе с тем, учит и чад своих, чтобы они постоянно оказывали им благоговейное чествование. Древние христиане свято исполняли это ее учение и к нощан угодников Божиих имели глубокое уважение. Вследствие чего они не страшились даже отправляться на неста казни св. мучеников, чтобы только взять себе мощи их, благоговейно поклонились ин и лобызали их, возжигали пред ними свечи и елей, предпринимали иногда далекие путешествия для поклонения им, устраивали для них раки, делали на этот предмет равные пожертвования, дорожили ими и считали себе за счастие иметь их у себя или в донах или в храмах. Так, например, мы знаем, что, еще в глубокой древности христиане усердно собирались в Севастию для поклонения находившемуся тан нетленному телу св. Иоанна Крестителя. Знаем также, что когда св. евангелист Лука, прибыв в Севастию с проповедию Христовой и прожив там несколько времени, хотел было взять нетленное тело св. Иоанна Крестителя и перенести его в свой отечественный город – Антиохию, то севастийцы ни за что не согласились уступит ему этого сокровища, а дозволили взять одну только правую руку св. Иоанна, которую он и принес в Антиохию для утешения своих соотечественников (Чет.-Мин. 7 янв.). Если же так высоко чтили св. мощи древние христиане и сама св. церковь, то какое право имеем мы поступать иначе? Св. церковь есть мать наша, а мы – дети ее, и поэтому обязаны беспрекословно повиноваться ей и свято исполнять ее учение. Что за христиане, которые не хотят следовать доброму примеру матери своей – св. церкви и не руководствуются спасительным ее учением?.. «Аще же и церковь преслушает брат твой, говорит Спаситель наш, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Матф. 18, 17), т. е. такой христианин, как ослушник церкви, не должен иметь и общения с церковию, подобно тому, как не имеют с нею никакого общения язычники и мытари; а не иметь общения с св. церковию – значит не иметь и жизни духовной. Вот какой печальной участи подвергают себя те, которые не почитают мощей св. угодников Божиих! Наконец, третье основание, почему мы должны оказать надлежащее почтение мощам св. угодников Божиих, заключается в том, что «мощи святых, скажем словами св. Иоанна Дамаскина, даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 15). Все, с верою притекающие к этим источникан, могут получать от них полезное для себя: больные – выздоровление, слепые – зрение, глухие – слух, немые – дар слова, несчастные – освобождение от несчастий, счастливые – упрочение счастия, здоровые – предохранение от болезней и проч. Но это еще не все. Мощи св. угодников Божиих благодетельны и для душ наших: здесь каждый верующий может находить для себя защиту от искушения, и утешение в скорбях в помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для нашего спасения. – «Я слышала от одного благочестивого старца, – говорила одна римская госпожа, по имени Аглаида, правителю своего имения Вонифатию, что кто имеет у себя на дому мощи и почитает их, тот не только путь к спасению находит, но и воздаяния вечного сподобится... Поди в ту страну, где христиан подвергают мукам, и принеси мне мощи какого-либо мученика; мы воздвигнем церковь и будем иметь хранителя себе и ходатая к Богу». Вонифатий пошел. Но, прибыв в Тарс и заметив, что св. мученики с торжеством переносят самые жестокие мучения, он и сам решился быть мучеником, а вследствие этого объявил себя христианином, мужественно выстрадал все пытки и в конце с веселием преклонил свою голову на отсечение за веру Христову. Надо заметить, что Агланда до той поры вела жизнь порочную. Но вот, когда принесли к ней мощи св. мученика Вонифатия, то она немедленно оставила порочную жизнь, выстроила в своем селе церковь во имя св. мученика Вонифатия, с благоговением перенесла в нее мощи его, имение свое раздала нищим, отверглась мира и, прожив 15 лет в слезах и покаянии, явилась пред Господом оправданною («Чет.-Мин.» 19 декабря). – После этого, как же нам не чествовать нощей св. угодников Божиих, когда они так благодетельны для душ и телес наших? Если мы считаем долгом оказывать всевозможные почести останкам людей, которые, быть может, жили и грешно, но временно отличились какими-либо особенными подвигами в пользу отечества, то справедливо ли не оказывать благоговейного чествования останкам св. угодников Божиих, которые не только во временной своей жизни были благодетелями человечества, молясь за него Богу и поучая его своею святою жизнию, но и по смерти своей не перестают быть такими же благодетелями и постоянно изливают на нас различные милости Божии? – (Сост. по журн. „Воскр. Чтение». Киев, 1885 г., № 45, стр. 705 – 713).