Девятый член Символа веры
40. Каким образом святые, по отшествии своим на небо, могут слышать наши молитвы и знать наши нужды?
Священное Писание представляет нам такие разительные примеры и доказательства действительного знания отшедшими святыми наших прошений и нужд, что никакое недоумение о сем не должно иметь в нас места.
Так, оно, во-первых, свидетельствует, что угодники Божии, которых мы призываем в молитвах, нередко, находясь еще в теле, имели дар прозирать в глубину сердца человеческого, как напр. св. Петр обличил ложь Анании и Сапфиры (Деян. 5), и знать события, совершившиеся в отдаленности, как пр. Елисей узнал о поступке слуги своего Гиезия, и, что еще удивительнее, открывал царю израильскому все тайные намерения двора сирийского (см. 4Цар. 5:20–27, 6:8–12); свидетельствует, что святые, находясь еще на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы Ангелов, как Иаков (в видении лестницы) и Елисей (когда от царя сирийского был послан отряд, чтобы взять его за открываемые им царю израильскому тайны сирийского двора), другие удостаивались созерцать Самого Бога, как пророки Исаия и Иезекииль, третьи восхищались до третьего небесе и слышали там неизреченные глаголы, как св. Павел: «Знаю человека во Христе, – говорить о себе сей апостол, – который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:2–4).
Если таким образом святые, еще будучи на земле, удостаиваются столь высокого дара знания и созерцания, то почему не допустить, что души праведников все удостаиваются такого же и еще большего просвещения от Бога на небе, и предстоя непосредственно пред престолом Божиим, созерцают происходящее на земле в свете лица Божия? "Теперь, – говорит апостол, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12).
Но вот новые, более положительные, свидетельства о том, что святые и на небе знают о наших нуждах.
а) В Писании говорится, например, что святые на небеси равны суть Ангелам: «сподобившиеся достигнуть того века, – говорит Спаситель в Евангелии от Луки (Лк. 20:35, 36), – умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». Но Ангелы, как говорит Спаситель в том же Евангелии, знают внутреннее состояние и обращение грешников к Богу: «говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Следовательно и святые, как равные Ангелам, также радуются об обращении грешников и вообще знают наше внешнее и внутреннее поведение.
б) Еще яснее говорится об этом знании святыми наших нужд в известной притче о богатом и Лазаре. Здесь мы читаем, что Авраам, находясь на небеси, слышал вопль богача, страждушего в аду, не смотря на великую, отделяющую их, пропасть, и между прочим сказал богачу, который просил его послать Лазаря к остальным пяти братьям, чтобы он (Лазарь) засвидетельствовал им, дабы и они не пришли в его место мучения – сказал следующие слова: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16:29). Если Авраам, живший на земле гораздо ранее Моисея и пророков, указывает на них богачу; то из этого видно, что праведники, находясь на небеси, имеют возможность знать совершающееся на земле, после их кончины. (Извлеч. из кн. «Уроки по Простр. Катихиз.» прот. Титова, ч. I, изд. 2, стр. 361 – 2).